|
|
|
В чем отличие ATL и BTL технологий? |
Здравствуйте! Позвольте задать вопрос: в чем отличие ATL и BTL технологий?
В каких источниках я могла бы подробнее узнать об особенностях каждой из них?
С уважением, Наталия Головенкина
Отвечает Наталья Самойлова - Генеральный консультант МЭРМ
Здравствуйте, уважаемая Наталия. Благодарю за интерес, проявленный к данной теме вообще и к нашей компании, в частности. Если отвечать на Ваш вопрос кратко, то мы получим следующую рекламную формулу: TTL = ATL + BTL + PR. Переводя на "русский язык", получается, что весь комплекс рекламных усилий компании (Total The Line) складывается из ATL (Above The Line - "над чертой"), BTL (Bellow The Line - "под чертой") и активности формирования общественного мнения, что мы привыкли называть репутационной составляющей бизнеса. В некоторых изданиях можно встретить утверждение, что термин ATL появился совершенно спонтанно, при составлении рекламного бюджета в одной из американских компаний (иногда говориться о компании Procter&Gamble). В проекте бюджета были перечислены затраты только на основные способы прямой рекламы с помощью таких средств массовой информации как: телевидение, радио, пресса, наружная реклама и реклама в кинотеатрах. Однако, впоследствии сотрудники вспомнили про бесплатную раздачу образцов продукции, предоставление системы скидок, спонсорство, проведение конкурсов и т.д., что и побудило их провести черту после первого списка затрат и уже под ней, перечислять забытые средства стимулирования сбыта. По прошествии времени, такое разделение рекламного бюджета завоевало популярность и стало использоваться практически во всём миру. Таким образом, термин ATL прижился и в России, и к нему относят всё те же пять основных СМИ, это: телевидение, радио, пресса, наружная реклама и реклама в кинотеатрах, однако некоторые специалисты говорят и о рекламе на автотранспорте и о рекламе в сети Интернет. Все остальные способы рекламы относят к BTL-технологиям. Естественно, что аббревиатура BTL произошла от словосочетания below the line и переводиться как "под чертой". К BTL средствам относят: рекламу в местах продаж, организацию конкурсов и лотерей, промоушен, мерчандайзинг, прямой маркетинг, event-маркетинг, product placement и множество других инструментов продвижения продукции. Хотела бы отметить, что у ATL и BTL технологий абсолютно различные коммуникационные задачи. Как правило, ATL-реклама не призвана увеличивать продажи товара, ее задача – информировать, сообщать, формировать узнаваемость и т.д. Если компания ставит перед системой маркетинговых коммуникаций задачу по стимулированию сбыта, тогда более целесообразно использовать систему BTL-технологий. Более подробно мы рассматриваем данные вопросы на нашем семинаре Рекламная кампания - законы эффективности, который в ближайшее время состоится в Москве. Подробное расписание семинаров Вы можете посмотреть на нашем ресурсе в разделе «Открытые семинары и тренинги», приходите, мы будем рады видеть Вас в числе наших Партнеров. Относительно литературы, могу Вам посоветовать труд под редакцией Ясонова «Что, где и как рекламировать». Аббревиатура BTL там не упоминается, но авторы посвятили части этих технологий целую главу «Нетрадиционная реклама». Также мне очень понравилась книга Веселова «Маркетинг в рекламе», это трехтомник, к сожалению, он вышел в России малым тиражом, и приобрести его довольно проблематично, но сама книга даст Вам ответы на множество рекламных вопросов.
Искренне желаю Вам удачи в делах! Всегда открыта для профессионального общения, Наталья Самойлова.
|
|