|
|
|
11.01.2007 — Как создать эффективное производство. |
Главное для успешной работы предприятия — подчинение всех организационно-управленческих структур основным задачам бизнеса.
Доброго всем времени суток!
В конце прошлого года у меня скопилось достаточно много вопросов по эффективности производства. Ответить решила сразу и всем.
Итак:
Проблема эффективности производства была злободневной во все времена. И каждый раз она решалась по-своему. Как? Ответ дает история.
Самой крупной по трудовым затратам была система ирригации между реками Тигр и Евфрат, созданная на месте живописной долины в период рабовладельческого социализма. Этим она превосходит даже строительство египетских пирамид или постройку Великой китайской стены, а последняя — единственное сооружение человечества, которое видно из космоса.
Товарно-рыночная экономика существовала во все периоды истории человечества, правда, в разных формах. При рабовладельческом строе построение общества основывалось на власти, силе. Тогда армия заставляла людей работать. Поистине идеальный вариант государства с точки зрения социалистического планового хозяйства!
После падения рабовладельческой формации человечество возвращается к системе натурального хозяйства и ремесленного производства. И первую скрипку уже играют не сила и власть, а экономические отношения. Активный товарообмен начинается в Средние века. Именно тогда появились знаменитые торговые итальянские республики, с которых и пошло накопление торгового капитала.
При феодальном обществе ремесленник создавал продукт от начала до конца. Производительность труда была низкой, средства доставки дорогими, и товар получался хотя и качественным, можно сказать, эксклюзивным, но продавался по непомерно высокой цене. И только с появлением мануфактур, приходом буржуазии производство становится более эффективным, товары дешевеют и становятся доступными уже многим. Но это еще не бизнес, а только одна из форм товарно-денежной экономики, пусть и на более высоком уровне.
Бизнес возникает тогда, когда происходит и разделение труда в классическом понимании (появлении отдельных видов ремесел), и разделение производственного процесса на трудовые операции. Каждый работник стал выполнять определенную операцию, постоянно совершенствуясь. (Адам Смит в своем знаменитом труде «О богатстве народов» описал опыт разделения трудовых операций при производстве английской булавки.) Так появилось производство, приближенное к современному. И произошел качественный скачок — производительность труда увеличилась в сотни раз! Оказалось, что этот способ обеспечения товарного рынка может приносить большие деньги, в Фактически в начале XVIII веке после самоорганизации рыночной экономики произошла первая революция бизнеса. Итак, • бизнес — это высшая форма самоорганизации рыночной экономики.
БИЗНЕС - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ТЕХ ПРОДУКТОВ И ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ТОВАРООБМЕНЕ.
Первые предприниматели для управления работой людей использовали армейскую модель организации производства. Бизнес развивался в условиях жесткой эксплуатации человеческого ресурса. Существовавшая сдельная оплата труда — самая тяжелая.
Таким был бизнес до начала XX века. А потом появление конвейера на предприятии Г. Форда вызвало вторую революцию в бизнесе. Появилась повременная оплата труда рабочих. Организовывать производственный процесс стали профессиональные управленцы.
Происходящие изменения дали толчок научной мысли. Так, появились труды классика экономической теории Ф.У. Тейлора (1856—1915). Получили развитие теоретические основы менеджмента, учитывающие механизмы обратной связи (кибернетический подход), успешно готовили специалистов школы менеджмента, которых обучали управлению по целеполаганию.
• При целеполагании основным смыслом управления является пошаговое движение к заданной цели.
Было признано, что главное в бизнесе — оптимизация функционально-структурных ресурсов, правильная организация производственного процесса. Модель бизнеса поменялась. Эталоном была уже не армия, а хорошо организованная управленческая структура — бюрократическая. А что такое хорошо организованное бюрократическое управление? Это особое учреждение. Это непрерывные процедуры, документооборот, четкое распределение обязанностей, структурно-функциональные взаимоотношения. Но такая форма организации дела имеет свои ограничения и внутренние изъяны.
На втором этапе развития бизнеса, когда вопросы управления выходят на первое место, бизнес переживает неизбежный процесс структуризации, называемый инжиниринг. В ходе инжиниринга создается функциональная структура организации, четко прописываются процедуры, обязанности, просчитываются критерии деятельности и т. д. Конечным итогом процесса становится появление идеальной бизнес-бюрократии: большой компании управленцев во главе с советом директоров, с заводами, где каждый занят своим делом. Пример такой организации — российский ВПК. Подобные предприятия часто существуют сами для себя, лишь для того, чтобы платить зарплату своим работникам. А о цели бизнеса, его смысле все, как правило, забывают.
В таком бизнесе ярко проявляются парадоксы бюрократии, которые блестяще отражают знаменитый закон Паркинсона и принцип Питера, появившиеся в результате анализа деятельности английской государственной бюрократии.
Закон Паркинсона говорит, что бюрократия в чистом виде не имеет цели кроме самосохранения и непрерывного расширения. В бизнесе это привело к созданию огромных бюрократических малоподвижных структур, мощных, но при этом малоэффективных корпораций. Суть принципа Питера, напомню, гласит: в бюрократической структуре каждый человек достигает, своего уровня некомпетентности, то есть он поднимается наверх до тех пор, пока не займет место, на котором проявится его некомпетентность. Но, заняв это место в жесткой иерархической структуре, такой человек становится тормозом для развития самой системы и для продвижения наверх остальных людей.
Эти бюрократические парадоксы привели к снижению эффективности производства. Работы Т. Питера и Р. Уотермена фактически показали исчерпанность функционально-структурных ресурсов бизнеса. Впервые это почувствовали американцы. С ростом компаний выросла и проблема бюрократизации структур, и началось снижение эффективности производства.
И в 1993 году происходит третья революция в бизнесе, когда М. Хаммер и Дж. Чампи издали свой выдающийся труд «Реинжиниринг корпорации». Авторы доказали, что смысл бизнеса не в идеально организованном процессе и не в максимально эффективном управлении. Смысл бизнеса — в реализации его целей. Цели бизнеса, в частности, связаны с его базовыми понятиями — стоимость, качество, сервис и темпы. Иначе говоря, у бизнеса свои цели, которые отличны от целей производственных организаций (технология трудового процесса) и бюрократических учреждений (организация эффективного управления).
Таким образом, главное для успешной работы предприятия — подчинение всех организационно-управленческих структур основным задачам бизнеса.
Солодовникова Виктория
Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009; 2014; 2015;
Использование материалов допускается, но с обязательной ссылкой на сайт МЭРМ
|
|