Мастерская эффективного репутационного менеджмента Натальи Самойловой  
 
О группе компаний МЭРМ Команда Услуги Ваш бизнес в Европе Клиенты Публикации Тайное знание Контакты
 
     
 

Цитата дня

Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге. Если они не записаны на бумаге и их каждый день пересматриваешь — это не цели. Это пожелания.
Роберт Кийосаки «Руководство Богатого Папы по инвестированию»



IMC

«Международный центр бизнеса IMC»
Услуги IMС

Наиболее востребованные услуги МЭРМ


Инвестиции и бизнес в Европе
Экспресс-диагностика бизнеса
Разработка и реализация маркетинговой стратегии, ориентированной на сбыт
Решение отдельных локальных задач маркетинга
Репутационный менеджмент и инвестиционная привлекательность компании (PR услуги)
Услуги маркетинг-директора
Бизнес-копирайтинг и аудит сайта
Корпоративное обучение и индивидуальный инструктаж

Организация продаж в кризис



Актуальные вопросы маркетинга и коммуникаций


Как рассчитать емкость рынка
Реклама, PR и эффективность коммуникаций
Основные маркетинговые концепции продаж
Вопросы ценообразования рекламных инструментов
Все вопросы



Новости


20.01.2017
Видеопроект «В Городе Денег»

Генеральный Консультант МЭРМ Наталья Самойлова в рамках реализации маркетингов-сбытовой стратегии для ООО «Город Денег» выступила ведущей программы «В Городе Денег». На данный момент произведено 4 выпуска программы. Цель проекта — продемонстрировать реальные проекты заемщиков компании и алгоритм принятия решения об инвестициях со стороны инвесторов Интернет-площадки.

[читать дальше]


[ВСЕ НОВОСТИ]

Поиск


Карта сайта
 
   
   

04.09.2006 — Книга Кристофера Лавлока - «Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия».


В ряду множества книжных новинок последнего времени в области маркетинга выделяется книга Кристофера Лавлока (Yale School of Management, USA), мирового гуру в области маркетинга услуг, под названием «Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия» (Services Marketing: People, Technology, Strategy), издательство Вильямс, 2005 год. Эта книга вызвала большой интерес среди специалистов и практиков. Автор этого издания приезжает в Москву. По приглашению ведущей бизнес-школы «МИРБИС» К. Лавлок проведет семинар «Новая парадигма маркетинга услуг», который состоится 28 сентября 2006 г. Cфера услуг играет важную роль в жизни современного человека. Именно разного рода услуги в значительной степени поддерживают определенный образ жизни людей и формируют модели их поведения. Важность сферы услуг также подчеркивается ее выраженной социальной направленностью.
Темпы развития сферы услуг в мире в значительной степени опережают темпы роста производства материальных товаров. Многие физические товары и продукты сейчас не могут быть предложены рынку иначе, как в комплексе с развитой услугой или набором услуг. К тому же эффекту приводит и современная тенденция на кастомизацию (индивидуализацию) товаров. Бурное развитие переживает и сфера корпоративных услуг. В последнее десятилетие повышается роль аутсорсинга услуг, как сферы промышленного потребления. Аутсорсинг позволяет каждой отдельной компании сконцентрироваться на ее основной деятельности.
В быстро растущей экономике России сфера услуг все еще остается молодой и требует особого внимания. Основные тенденции развития сферы услуг повторяют тренды развития западных стран. Кто, работая в этой сфере, будет первым применять современный опыт, конечно получит конкурентные преимущества.

Следствием быстрого роста сферы услуг в нашей стране стала серьезная конкуренция. Под ее давлением цены на услуги начали снижаться, и вопрос себестоимости стал актуальным. Вот тут и проявился плохой менеджмент услуг и, как следствие, высокая себестоимость сервисных процессов компаний. На часть рынков, кроме того, пришли иностранные компании-операторы с современными технологиями, и российские компании, не владеющие этими технологиями, попали в сложное положение.

Своевременность выхода книги Кристофера Лавлока в России, таким образом, очевидна. Время диктует необходимость развития российского бизнеса услуг в направлении современных технологий и приемов. Книга К. Лавлока и серия его семинаров будут востребованы как раз по этой причине.

В основе книги К. Лавлока лежат многочисленные исследовании и наблюдения автором современных тенденций развития услуг в разных странах мира. В короткой статье нельзя описать всю новизну идей автора, я остановлюсь на том, что мне показалось наиболее интересным.

Прежде всего, это революционная смена парадигмы в маркетинге услуг. Классическая теория маркетинга услуг начала формироваться в 70е годы прошлого столетия. Эта теория рассматривала услуги как товар, аналогичный физическому, но при этом подчеркивала существенные отличия, как то: нематериальность, неоднородность качества, неразделяемость производства и потребления и несохраняемость услуги. Эти отличия оказывают негативный эффект на баланс доходов и расходов. Преодолевать трудности предлагалось всевозможными тактическими уловками, что, конечно, не являлось никаким стратегическим решением проблемы и часто приводило к тому, что бизнес в сфере услуг был неуправляемым и убыточным. Лавлок идет гораздо дальше, он создает новую интегрированную теорию маркетинга и менеджмента сферы услуг. По сути, это новая парадигма.
Одна из интересных идей, которая для многих видов услуг может просто открыть новые горизонты: уподобление процесса оказания услуги театральному действию. При этом последнее рассматривается не столько с точки зрения зрителя, сколько с точки зрения режиссера, создающего спектакль. Рассматривая обслуживание как систему, со своими сценариями и ролями, где часть действия происходит на сцене, а часть за кулисами. Интересно, что еще до выхода книги в России я услышала термин «сценография» применительно к сервисному процессу от коллеги-маркетолога Елены Бешкинской. Вообще, такой подход, мне кажется, близок российскому менталитету и будет востребован как работающая методика. К. Лавлок указывает на необходимость баланса видимой и невидимой клиенту сторон бизнеса и учета одновременно пожеланий клиента и возможностей сервисной компании. Баланс достигается за счет высокой степени вовлеченности клиента в процесс обслуживания, К. Лавлок выводит интересное понятие «клиента, как части услуги». Это очень полезно для повышения удовлетворенности услугой и роста лояльности к источнику услуги. Лояльность важна, так как возврат клиентов в сфере услуг – основа рентабельности. Использование «театральных технологий» позволяет отойти от традиционности и увидеть возможность инноваций.

К. Лавлок иллюстрирует свою точку зрения множеством примеров формирования процесса обслуживания как театра в разных типах бизнеса, что позволяет слушателям его семинаров легко адаптировать идеи автора применительно к своим бизнесам.
Сценарий, роли, декорации, технологии – все это представляется К. Лавлоку в виде так называемого «цветка услуги». «Цветок услуги» - это основной продукт- услуга в окружении дополнительных и вспомогательных услуг и продуктов. Главное, как подчеркивает автор, понимать что это не просто набор услуг, а комплекс, где каждый «лепесток» должен сыграть определенную роль в процессе воздействия на клиента и удовлетворения его потребностей. Каждый лепесток должен дать отдачу в том или ином виде (в виде роста оборота или рентабельности, в создании повторных обращений или роста ценности услуги, в создании отличий от конкурентов и т.д.).
Менеджмент доходности в сфере услуг – это новое понятие, введенное Лавлоком. Автор последовательно уходит от восприятия бизнеса услуг как затратного и малоуправляемого процесса. Многие стабильные бизнесы в России сейчас попали в ловушку – обороты компании растут, в том числе за счет постоянных клиентов, а доходы нет. Огромные скидки постоянным клиентам - вот, что поглощает доходность. Расхожая философия в данный момент состоит в том, что скидки нужны для удержания клиентов. Получается замкнутый круг – прибыли не может быть без постоянных клиентов, их не может быть без скидок, а скидки убивают прибыльность. По Лавлоку же ценовая скидка – это способ привлечения новых клиентов, но никак не способ обслуживания постоянных клиентов. Скидка приводит в конце концов к ухудшению качества обслуживания и потере клиента. Постоянные клиенты должны платить более высокую цену за стабильность отношений и особые условия работы с ними (например, закрепление персонального менеджера), приоритетность в периоды пикового спроса или за срочно выполненные работы, “менеджеры должны понимать, что одна и та же услуга оценивается разными потребителями по-разному, что означает потенциальную возможность назначать для разных сегментов рынка разные цены” (К. Лавлок).
Как видно уже из названия книги К.Лавлока, одну из ведущих ролей в формировании ценности услуги играет персонал. Так управление персоналом сервисных компаний является одним из непростых и дискуссионных вопросов. В свете современной парадигмы появляются новые возможности, приходящие на смену постулату, что добиться стандартизованности и однородности услуг, выполняемых людьми просто нельзя. Автор подчеркивает идею о том, что “за кулисами” сервисного процесса могут происходить самые разные вещи, главное, чтобы это способствовало совершенству действия “на сцене”. “На сцене” всегда действует реальный персонал, и взаимоотношения внутри рабочего коллектива должны соответствовать стратегии компании. С точки зрения Лавлока, все служащие “должны рассматриваться скорее как ресурс, в который необходимо инвестировать средства, нежели как часть сметы, расходы на которую следует сводить к минимуму”.

Персонал, как и клиентов, надо сегментировать, понимая сильные и слабые стороны каждого работника, учитывая его “уровень вовлеченности” в сервисный процесс. Персонал – это часть сервисного продукта, более того, этим люди, когда они непосредственно общаются с клиентами, “приходиться работать над достижением, как операционных, так и маркетинговых целей” компании. Идея театра и здесь находит воплощение в виде отказа от традиционной иерархической организационной модели, ведь в театральном действии все актеры и вспомогательный персонал находятся на одном уровне и представляют собой команду, сплоченную одной идеей или целью.
Наиболее сложные элементы технологии формирования сервисных продуктов с учетом персонала прописаны отдельно и рассматриваются очень подробно. Критерии и приемы, предлагаемые К. Лавлоком на самом деле революционны для этой сферы бизнеса.

Очень ценным для российских менеджеров является то, что все идеи, технологии и подходы раскрываются К. Лавлоком на семинарах до уровня их реализации на практике, с описанием методов, приемов и возможных трудностей.
Можно многое оценивать и далее, но очевидна практическая направленность и ценность книги и серии семинаров К. Лавлока, которая позволит российскому менеджменту в сфере услуг получить новые импульсы развития.
Гайдаенко Т.А. профессор, руководитель программы МВА-маркетинговое управление Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»



Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009; 2014; 2015;

Использование материалов допускается, но с обязательной ссылкой на сайт МЭРМ
 
 
   
задать вопрос