12.04.2007 — «Зонтики» вне закона |
Действующий уже более года Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ не обошел стороной и пресловутую «зонтичную» или завуалированную рекламу, т. е. рекламу средств индивидуализации товаров, их изготовителей или продавцов. Нормы закона, касающиеся этого вида рекламы, успешно применяются на практике органами Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России.
«Зонтичной» рекламе посвящен подпункт 3 пункта 2 статьи 5 Закона «О рекламе».
В первую очередь это касается хорошо всем нам известной рекламы спиртных напитков под видом питьевой воды или рекламы табачных изделий под видом марки одежды.
Согласно законодательству, подобная реклама теперь считается недобросовестной. Исключение составляют случаи, когда «реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения» (ч. 4 ст. 2 Закона «О рекламе»).
По некоторым данным, для того чтобы ответить на вопрос, ассоциируют ли потребители рекламу с товарами, реклама которых ограничена или запрещена, антимонопольная служба проводит специальные социологические опросы, в ходе которых обобщается и изучается мнение большого количества людей.
На сегодняшний день уже накоплен довольно серьезный опыт правоохранительной деятельности в этой сфере рекламного права.
Так, например, некоторое время назад УФАС по Ростовской области пришло к выводу, что реклама водки «Полярка» под видом одноименной питьевой воды является нарушением ст.17 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой реклама алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции.
Руководство ООО "РеМбранд" с мнением УФАС не согласилось. Спор разрешался в судебном порядке. По данным агентства REGNUM, рекламный щит 3 x 6 метров содержал изображение бутылки, в которую разливается водка "Полярка". При этом информация на этикетке бутылки была указана в виде слова "ВОД", размещенного под надписью "Полярка".
Изучив материалы дела, суд согласился с мнением антимонопольщиков: реклама питьевой воды "Полярка" - маркетинговый ход, направленный на стимуляцию интереса потребителей к водке "Полярка".
В итоге Арбитражный суд Ростовской области признал законным решение местного УФАС о наложении на ООО "РеМбранд" административного штрафа за использование зонтичной рекламы.
Аналогичные дела рассматривались УФАС Свердловской области: там ООО «Малышева-73» и компания «Хэт-Трик» разместили щиты с рекламой водки «Эталон Артезианская», замаскировав ее под воду того же названия.
По словам заместителя руководителя УФАС по Петербургу и Ленобласти Владимира Гарабцова, в северной столице проводятся проверки на предмет выявления рекламы, связанной с зонтичными брэндами алкогольной продукции. Если нарушения будут выявлены, сначала будут выдаваться предписания о снятии рекламы, а затем применяться санкции в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Кстати, за рекламу товаров зонтичным методом на рекламодателя или рекламопроизводителя антимонопольный орган вправе наложить административный штраф - от 400 до 5 тысяч МРОТ.
Архив по годам: 2007; 2012;
Использование материалов допускается, но с обязательной ссылкой на сайт МЭРМ
|