|
|
|
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как, по-вашему, на сколько затянется кризис в стране?
Игорь
Отвечает Наталья Самойлова - Генеральный консультант МЭРМ
Спасибо, Игорь, за интересный и многогранный вопрос. Хочу начать с ответного вопроса Вам. А о каком конкретном проявлении кризиса Вы говорите? Ведь в этом кризисе очень много составляющих, и выравнивание каждой из них будет происходить в разные промежутки времени. К сожалению, на мой взгляд, сегодняшние реалии – это только начальная стадия кризиса. Многие регионы его еще даже не почувствовали в полном объеме. Понимание придет в конце февраля - начале марта. Тогда, наверное, слово «истерика» будет оцениваться более адекватно применительно к ситуации. Я по своей консалтинговой практике имею возможность утверждать, что бОльшая часть бизнес-игроков пришла к мировому финансовому кризису в состоянии глубочайших внутрифирменных проблем своей организации. Поверьте, в стране бизнес предпочитал вообще жить без стратегий. А зачем? Срубили денег сегодня, а что будет завтра, мало кого интересовало. Практически никто не выстаивал линейку антикризисных коммуникаций, антикризисного реагирования. И сегодняшняя истерика предпринимателей, которая выражается в полном бессилии планировать будущие периоды деятельности, лишь затягивает временные промежутки сложившейся неопределенности. По моим предположениям, падать рынок будет весь 2009 год. Будет перераспределение бизнес-игроков, перераспределение капитала. В 2010 году обновленный рынок новыми компаниями, имеющими маркетинговые стратегии, адаптированные под ситуацию, начнет потихоньку выравнивать падающий тренд. Ведь согласитесь, что кризис – это переломный этап в функционировании каждой системы, на котором система подвергается воздействию неких сил либо изнутри, либо извне, требующих от нее качественно нового реагирования, и сопровождается угрозой разрушения системы. Глобальный финансовый кризис – это всего лишь триггер, который приводит в движение эти силы, а не сама сила. Кризис (в переводе с китайского) - это опасность плюс благоприятная возможность. Так вот начало кризиса, на мой взгляд, совпало с возможностью для собственников избавиться от персонала, который превратился в функциональных бомжей. Менеджерам кризис дал почувствовать, что дальше придется-таки начинать работать на результат, а не процесс. При наступлении кризиса начали отмирать многочисленные посредники, широко развернувшиеся на бизнес-территориях в последние 10 лет. Падают фирмы-однодневки, падают отраслевые спекулянты. И этот процесс лично я рассматриваю как возможность обновления бизнеса, пересмотра стратегий и подходов к его ведению. Подводя итог сказанному, хотела бы отметить, что времени окончания кризиса не знает никто. Мы можем только предполагать. Длительность этого кризиса зависит от нас, от консультантов, предпринимателей, рекламистов, потребителей. И для многих представителей бизнес-сообщества этот кризис может стать затяжным. А возможно, и судьбоносным. То есть вечным. Увы.
Отвечает Денис Чаннов
Абсолютно согласен с Натальей. Сегодняшний кризис коренным образом отличается от кризиса 98 года (финансового кризиса), тем, что этот - кризис издержек. Затраты к 2008 г. практически во всех компаниях были раздуты, а рост производительности отставал от роста этих затрат в 2-3 раза (зачастую компаниями нанимался персонал, не отвечающий элементарным требованиям к бизнесу, но просто про запас).
Исходя из этой констатации — выход из кризиса — это вдумчивое сокращение издержек в соответствии со своими стратегическими целями. Таким образом, Вы убиваете 2-х зайцев одновременно — сокращаете издержки и усиливаете свою возможность «выстрелить» по завершению фазы рецессии.
Кстати в США и Европе — как раз финансовый кризис, и выходят они по рецептам России 98-х. То есть у них есть очень большие шансы выйти из кризиса еще сильнее, с новыми технологиями и новыми компаниями-лидерами. Но если наши компании будут надеяться только на сокращение налогов или девальвацию, то мы еще больше отстанем от мира.
ПОЭТОМУ, что сейчас делать:
1) Сокращать издержки=повышать производительность,
2) Сформулировать стратегию роста/развития с привлечением эффективных инструментов, в том числе и маркетинговых.
|
|