Мастерская эффективного репутационного менеджмента Натальи Самойловой  
 
О группе компаний МЭРМ Команда Услуги Ваш бизнес в Европе Клиенты Публикации Тайное знание Контакты
 
     
 

Цитата дня

Лидер, который не стремится купить информацию,- лидер нерешительный и никогда не добьется успеха!
Сунь Цзы



IMC

«Международный центр бизнеса IMC»
Услуги IMС

Наиболее востребованные услуги МЭРМ


Инвестиции и бизнес в Европе
Экспресс-диагностика бизнеса
Разработка и реализация маркетинговой стратегии, ориентированной на сбыт
Решение отдельных локальных задач маркетинга
Репутационный менеджмент и инвестиционная привлекательность компании (PR услуги)
Услуги маркетинг-директора
Бизнес-копирайтинг и аудит сайта
Корпоративное обучение и индивидуальный инструктаж

Организация продаж в кризис



Актуальные вопросы маркетинга и коммуникаций


Как рассчитать емкость рынка
Реклама, PR и эффективность коммуникаций
Основные маркетинговые концепции продаж
Вопросы ценообразования рекламных инструментов
Все вопросы



Новости


20.01.2017
Видеопроект «В Городе Денег»

Генеральный Консультант МЭРМ Наталья Самойлова в рамках реализации маркетингов-сбытовой стратегии для ООО «Город Денег» выступила ведущей программы «В Городе Денег». На данный момент произведено 4 выпуска программы. Цель проекта — продемонстрировать реальные проекты заемщиков компании и алгоритм принятия решения об инвестициях со стороны инвесторов Интернет-площадки.

[читать дальше]


[ВСЕ НОВОСТИ]

Поиск


Карта сайта
 
   
   

Креатив и дизайн коммерческого сайта



30.11.2011 10:05

В гостях:  Эдуард Цветцих, специалист по интерфейсам

САМОЙЛОВА: Итак, маркетинговая структура сайта готова. Цели и задачи, которых хочет добиться компания своим Интернет-представительством, поставлены. Перед вами вопрос: как визуально будет выглядеть веб-ресурс? Каково креативное и дизайн-решение, которое позволит вам привлечь или удержать максимальное количество потенциальных пользователей на своих страницах? Креатив должен быть уникальным для отстройки от сайта конкурентов или дизайн сайта не так важен при достижении целей посещаемости ресурса и увеличения объема продаж? В этом вопросе будем сегодня разбираться с профессионалом.

Доброе утро. В эфире программа " Маркетинговая среда" и Наталья Самойлова. Тема сегодняшней беседы: «Креатив и дизайн коммерческого сайта». А говорить на эту тему мы будем со специалистом по интерфейсам, Эдуардом Цветцих. Эдуард, доброе утро.

ЦВЕТЦИХ: Здравствуйте.

САМОЙЛОВА: Спасибо, что приняли приглашение «Маркетинговой среды».

Резюме: Эдуард Цветцих — специалист по интерфейсам. Окончил Омский государственный технический университет по специальности «Защита информации». В собственном дизайн-бюро, в качестве арт-директора и дизайнера, занимался разработкой сайтов для производителей высокотехнологичных приборов, агентств недвижимости, новостных ресурсов, социальных фотопроектов и других. Руководил процессом создания дизайна нового ресурса «Internet Me» — совместного проекта консалтинговой компании «Контакт-Эксперт» и «Hosting Community». На данный момент работает дизайнером в группе компаний «Hosting Community».

САМОЙЛОВА: Итак, Эдуард, традиционно мы начинаем программу с блиц-опроса. Это та часть нашей передачи, в которой я вам задаю вопросы, а вы постараетесь ответить только «да» или «нет».

ЦВЕТЦИХ: Хорошо.

САМОЙЛОВА: Попробуем. С вашей точки зрения коммерческий успех сайта зависит от дизайна?

ЦВЕТЦИХ: Скорее нет.

САМОЙЛОВА: Дизайн сайта должен отвечать маркетинговым задачам заказчика?

ЦВЕТЦИХ: Видимо, да. Это ведь дизайн.

САМОЙЛОВА: По вашему мнению, дизайн сайта важнее его маркетинговой и текстовой структуры?

ЦВЕТЦИХ: Нет, ни в коем случае.

САМОЙЛОВА: Креативный дизайн может удержать посетителя страницы дольше?

ЦВЕТЦИХ: В первый раз — да.

САМОЙЛОВА: Существуют ли дизайнерские законы сайтостроительства, гарантирующие успех Интернет-представительства?

ЦВЕТЦИХ: Скорее да, чем нет.

САМОЙЛОВА: Первая страница сайта может быть исключительно графической, флэш-анимационной?

ЦВЕТЦИХ: Да, если у вас есть такие цели, задачи.

САМОЙЛОВА: Дизайн должен быть простым и понятным целевой аудитории или максимально оригинальным и сложным?

ЦВЕТЦИХ: Опять же, в зависимости от задачи, но скорее понятным.

САМОЙЛОВА: Понятно. Спасибо. Итак, я вас спросила в блице: «Коммерческий успех сайта зависит от дизайна?» И вы сказали: «Нет», — что, честно говоря, Эдуард, это меня удивило. Я ждала, что как дизайнер, как представитель сообщества, вы сейчас начнете меня убеждать, что дизайн — это прежде всего, это самое главное и без дизайна, в принципе, никуда. Почему — нет?

ЦВЕТЦИХ: В целом я, именно как представитель дизайн-сообщества, говорю вам, что нет,

можно обойтись вообще без дизайнера в целом. Если у вас есть понимание того, что вы хотите сделать с помощью своего сайта.

В первую очередь, вам нужно заботиться именно о бизнесе своем, выстраивать схемы, по которым клиентам удобнее всего было бы приобрести ваш товар или получить ваши услуги, заказать их. И в целом дизайнер для того и нужен, чтобы сделать это качественно в Интернете или в любой другой сфере, за которую он отвечает. Если вы готовы сделать это самостоятельно, то в целом дизайнер и не нужен вам. Дизайнер — это тот, кто помогает вам лучше продавать, а не тот, кто рисует градиентики, плашечки и все такое.

САМОЙЛОВА: Веб-дизайн отличается по технологиям от классического, например, дизайна полиграфии? Или есть какие особенности?

Эдуард ЦветцихЦВЕТЦИХ: Безусловно, отличается. Это, скажем, совсем в другую сторону, несмотря на то, что результатом все равно является какая-то графическая концепция — дизайн, собственно. Цели и задачи совершенно другие.

Дизайнер, который занимается полиграфией, он заботится о том, чтобы человеку было интересно, красиво, удобно рассмотреть какой-то фиксированный формат листа своего, на котором он производит свои действия.

А веб-дизайнер — он следит за тем, чтобы человеку было удобно прочитать текст на сайте, удобно было найти контакты, найти схему проезда, найти подробности о товаре или услуге и совершить покупку, сделать заказ, поуправлять своей услугой, если это Интернет-услуга какая-то. Там нет формата, в целом, листа А3 или А4, и есть огромное количество страниц обычно. И в этом отличие.

САМОЙЛОВА: Эдуард, сейчас, наверное, вопрос покажется некорректным, но не могу его не задать. То, о чем вы говорите, не кажется ли вам, что тогда получается, что при веб-дизайне дизайнер, в первую очередь, выполняет не креативную составляющую, а некие функции верстальщика под законы, например, веба?

ЦВЕТЦИХ: В целом, так оно и есть.

САМОЙЛОВА: А как с амбициями? «Я — дизайнер». «Я — творец».

ЦВЕТЦИХ: Это совсем два разных слова, на самом деле. «Творец» и «дизайнер» — это совершенно разные люди. Дизайнер решает задачи. Он скорее...

САМОЙЛОВА: Ремесленник?

ЦВЕТЦИХ: Ремесленник, да. Именно так. А творцы — они творят, выражают себя. Очень трудно выразить себя, когда ты продаешь, скажем, тротуарную плитку, потому что твой заказчик продает тротуарную плитку. Причем здесь, собственно, самовыражение? Но при этом, чтобы быть хорошим дизайнером, тебе нужно максимально качественно продавать тротуарную плитку в данный момент.

САМОЙЛОВА: Тогда начну вас мучить, наверное, по технологиям и задам вопрос: каковы негласные правила дизайна, например, первой главной страницы сайта? Что на ней должно быть? Чего быть не должно в принципе, принципиально?

ЦВЕТЦИХ: Вы знаете, в целом все правила дизайна, все монстры дизайна, скажем так, говорят всегда одну вещь: «Сейчас я вам расскажу какие-то правила, а потом вы можете нарушить любое из них или все вместе, если того потребует задача». Поэтому эти правила очень условные. Но в целом я выступаю всегда за то, чтобы на главной странице клиенту, посетителю сайта максимально быстро дали понять, чем занимается компания и как с ней связаться оффлайн, не через Интернет. И там не обязательно размещать всю информацию о ваших продуктах, потому что зачем тогда остальные страницы сайта? Но какую-то базовую информацию о том, чтобы выйти в оффлайн, разместить нужно обязательно: телефон, адрес, ссылку хотя бы на страницу с контактами.

Нужно дать человеку понять, может быть, основные преимущества вашего товара: прямо сразу начинать объяснять ему, чем вы отличаетесь от конкурентов и почему вы хорошие, почему стоить работать именно с вами. Это должно быть на главной странице.

САМОЙЛОВА: Я вас спросила про флэш-анимацию, и я не являюсь, в общем, глубоким специалистом, прямо скажем, в этой тематике. Помню утверждение нескольких лет давности о том, что, если первая страница флэшовая, то сайт автоматически теряет свои позиции в процедуре индексирования поисковыми системами. Это заблуждение на сегодняшний момент?

ЦВЕТЦИХ: Вы знаете, процедуры индексации меняются очень часто, и сейчас это уже не так, насколько я знаю.

САМОЙЛОВА: Имеется в виду, что поисковики не умеют считывать информацию с флэшового дизайна.

ЦВЕТЦИХ: Насколько я знаю, сейчас эти вопросы решаются немного иначе. Это всегда можно было, в принципе, решить, просто в дополнительное место, введя дополнительную информацию, которая не флэшовая, и поэтому этого бояться не стоит.

САМОЙЛОВА: Есть какие-то ноу-хау на сегодняшний момент дизайнерские для оформления первой страницы с целью привлечения повышенного внимания для посетителя?

ЦВЕТЦИХ: Вы знаете, это всегда очень-очень зависит от задачи. Зачастую люди хотят привлечь внимание человека, но на самом деле нужно не это.

САМОЙЛОВА: А что?

ЦВЕТЦИХ: Интернет — это данные по запросу. Человек уже решил посетить ваш сайт, и в целом вы уже привлекли каким-то образом его внимание. Теперь ему нужно быстро, интересно и полно рассказывать о том, что вы ему предлагаете. Это, пожалуй, способ удержать посетителя на сайте: начать ему рассказывать о том, зачем он пришел, собственно.

САМОЙЛОВА: Я вас спросила в блице: «Дизайн должен быть простым и понятным целевой аудитории или максимально оригинальным?» Вы, засомневавшись, сказали, что, скорее простым и понятным. Что включает в себя это понятие «понятности»?

ЦВЕТЦИХ: «Понятность» — это когда мы взяли и составили рассказ о том, чем занимается компания. Затем разделили его на короткие, логические части и начали порционно выдавать посетителю сайта на главной странице, с помощью иллюстраций, текстов, уводя на внутренние страницы сайта и так далее. Это простой и понятный дизайн.

А сложный дизайн — это когда мы, скажем так, пытаемся развлекать пользователя, который пришел. Если у нас есть такая задача, если мы хотим, чтобы он рассказал о нас своим друзьям, потому что: «О, смотри, какой прикольный сайт!» Тогда, конечно, флэш и сложный дизайн и

можно сделать сразу непонятно, но зато очень красиво, но это всегда зависит от задачи. В большинстве случаев, я бы все-таки сказал, что требуется именно простой, понятный дизайн — без лишнего, именно, креатива.

САМОЙЛОВА: Какие самые распространенные задачи, которые ставят клиенты перед дизайнером, например, сайта?

ЦВЕТЦИХ: Вы знаете, клиенты очень редко ставят задачи перед дизайнером сайта, кроме как: «Мне нужен сайт». И задачи обычно дизайнер уже ставит себе дальше сам: выясняет, кто является целевой аудиторией, и какими преимуществами обладают товары. Поэтому, какие задачи ставятся? Обычно — никаких. «Нужен сайт».

САМОЙЛОВА: А какие есть варианты? Допустим, я — владелец, например, среднего бизнеса, регионального. Я прихожу к вам и говорю: «Эдуард, очень нужен сайт с креативным дизайном». Вы на какие вопросы попросите, чтобы я вам ответила, чтобы вы смогли сформулировать это задание, ну, не задание — воплощение.

ЦВЕТЦИХ: Я, пожалуй, спрошу у вас кто, по вашему мнению, пользуется вашими продуктами. Я спрошу, чем ваши продукты значимы. Я спрошу, хотите ли вы вести торговлю через Интернет или это будет просто рассказ о чем-то, что можно приобрести в оффлайне. И, пожалуй, спрошу, какой вам цвет больше всего нравится.

Эдуард ЦветцихСАМОЙЛОВА: А есть же много очень исследований по поводу предпочтений цветовых среди мужчин и женщин разного возраста. Очень много читала таких, психологических публикаций на эту тему. Как вы к этому относитесь? Сейчас скажу вам, что, например, больше всего нравится зеленый или салатовый, а потом выяснится, например, с точки зрения психологов, что зеленый цвет наименее привлекателен для моей целевой аудитории. Как здесь быть? Или это от лукавого теория?

ЦВЕТЦИХ: Это совершенно точно от лукавого.

САМОЙЛОВА: Но такие труды написаны научные на эту тему.

ЦВЕТЦИХ: Да, в целом. Просто это, видимо, очень интересная для психологов тема: выяснять какие-то закономерности, связанные с восприятием. Но на самом деле, я должен сказать, что это не работает. Красный цвет — не женский, и он не обозначает опасности, потому что это не так. Мы едим клубнику и не боимся. Черный — не мрачный, на самом деле. Он может и стильным, и каким угодно. Он может быть действительно любым.

Именно поэтому я попрошу вас сказать о том, какой вам больше всего нравится цвет, чтобы вам нравилось. Потому что цветов — их практически бесконечное множество, и покрасим в любой. Это именно так.

САМОЙЛОВА: В этом случае тогда получается, что я делаю сайт для себя, а не для своих потребителей. Может быть, проще ориентироваться на то, какой цвет нравится моим потребителям? Я же не буду единственным пользователем.

ЦВЕТЦИХ: Мне почему-то кажется, что это невозможно: ориентироваться на цвет, который нравится потребителям. Мы же про них не знаем ничего, кроме, может быть, возраста.

САМОЙЛОВА: Иными словами, Эдуард, вы хотите сказать, что, в принципе, такой прямой зависимости потребительского внимания к Интернет-ресурсу... не зависит это от цвета сайта?

ЦВЕТЦИХ: Там даже не прямой, там вообще никакой зависимости нет.

САМОЙЛОВА: Тогда у меня к вам следующий вопрос: какой должен быть цвет у подложки сайта, основной цвет? Цвет того, на чем нанесен текст.

ЦВЕТЦИХ: Я понял, фона.

САМОЙЛОВА: Потому что, могу вам сказать честно, что когда я выводила свой бизнес, мне комбинация черного с салатовым как раз очень нравится, и мы в первой версии разработки дизайна сделали черный цвет подложки. Смотрится очень стильно, но при переносе на экран выглядит как порно-сайт.

ЦВЕТЦИХ: Естественно, он ведь светится.

САМОЙЛОВА: Да. Есть ли какие-то ключевые законы по отношению к фоновой подложке?

ЦВЕТЦИХ: Это очень утилитарный вопрос, который был решен довольно давно. В целом лучше писать темным по светлому, сохраняя максимальный контраст. Как черным по белому. Монитор слегка светится, поэтому контраст слегка выбивается. В целом, черным по белому выглядит хорошо. Белым по черному выглядит плохо, потому что нам больно читать, потому что... именно из-за того, что возникает эффект свечения монитора. Поэтому если очень хочется сделать «черный» сайт, то нужно очень внимательно подойти к выбору шрифта, притушить его немного, чтобы он был не белым, а светло-серым, расставить немного буквы, и в целом тоже пойдет. Но главное — всегда следить за тем, чтобы не было больно читать.

***

САМОЙЛОВА: Спасибо. А с вашей точки зрения, Эдуард, дизайн первой страницы сайта должен быть таким же, как и остальные? Или под какие-то конкретные задачи возможны варианты?

Цветцих: Я считаю, что дизайн всех страниц сайта должен быть каким-то своим.

САМОЙЛОВА: Оригинальным.

Цветцих: Не оригинальным. Но каждая страница, она содержит, в первую очередь, информацию. Мы ее создаем ради информации. И, соответственно, графическое решение тоже должно зависеть от информации, которую мы предоставляем. Поэтому, естественно, главная страница будет отличаться от страницы «Наши услуги», а страница «Наши услуги» будет отличаться от страницы «Контакты». И многие мелкие дизайн-студии, которые предлагают дешевые сайты, они на самом деле делают людям одну-единственную страницу, а потом на нее вставляют текст, текст, текст.

САМОЙЛОВА: Но эти же специалисты, я очень часто слышу, что они говорят, что должно быть единостилье (это как брендбук) для того, чтобы пользователь при переходе со страницы на страницу не запутался, собственно, на каком сайте он находится.

Цветцих: Понятное дело, что если мы выбрали какое-то расположение меню, то это меню должно оставаться на сайте всегда в одном месте.

САМОЙЛОВА: Возможны варианты.

Цветцих: Желательно, в общем, чтобы меню оставалось на том же месте, чтобы человек не путался, не бегал глазами. Понятно, что страницы должны быть похожи друг на друга. Но при этом возьмем, например, «Яндекс». Главная страница «Яндекса», страница почты «Яндекса», страница погоды «Яндекса» и времени — это совершенно разные страницы.

САМОЙЛОВА: Там есть ключевые элементы, конечно.

Цветцих: И объединяет их логотип «Яндекса». Вот это основной, ключевой их элемент, потому что там сверху немного меню, снизу их стандартный «подвал», логотип «Яндекса». И почти на всех сервисах поисковая строка. А дальше происходит все так, как нужно в данный момент. Если это карты, то это один дизайн. Если это погода, то это совершенно другой дизайн. И в этом нет ничего плохого. Никто не путается и не думает, что он попал на какой-то другой «Яндекс». И все в порядке. Дизайн каждой страницы должен максимально полно, красиво и быстро, понятно раскрывать содержание этой страницы. А быть одинаковым совершенно не обязан.

САМОЙЛОВА: А что такое правильный дизайн и правильный макет? Очень много встречала на сайтах, когда готовилась к программе, среди специалистов именно эти формулировки — что дизайн сайта должен быть обязательно правильным.

Цветцих: Правильным? Это, вы знаете, очень расплывчатая формулировка.

САМОЙЛОВА: Давайте попробуем конкретизировать. Может быть, ключевые факторы, которые должны быть использованы в веб-дизайне. Возвращаю вас все равно к тому, что вы сказали, что каждое правило можно нарушить. Но при этом меньше всего хочется, чтобы слушатели по ту сторону, собственно, нашей студии сейчас приняли решение, что: «Раз можно нарушать все, и таких ключевых законов нет, то сяду-ка я, сам себе сейчас наваяю сайт. Чем я не дизайнер?»

Цветцих: Пожалуйста. Мы вот недавно сервис для этого разработали. В целом

главное правило сайтостроения — это руководствоваться здравым смыслом. И всегда рассказывать посетителю какой-то интересный рассказ или не интересный, а полный, или с подробностями. Правильный дизайн — это такой дизайн, который решает задачу.

Если у вас задача продать больше, то вам нужно сделать побольше цены свои низкие, в смысле, крупнее показать свои низкие цены. Если вы хотите продавать больше доппредложений, то вам надо на них сконцентрироваться. Правильный дизайн — это тот, который в первую очередь решает вашу задачу. И понятно, что нужно сделать шрифт таким, что его можно было прочитать с любого расстояния на мониторе — 12, 14, а не 6. Понятно, что нужно сделать понятной структуру сайта, чтобы человек не блуждал по разделам. Из таких мелочей складывается, собственно, правильный дизайн. Но оценить его можно только с точки зрения здравого смысла. Сайт нужен для того, чтобы люди находили на нем информацию. Если информацию находить быстро и легко, то это правильный дизайн.

САМОЙЛОВА: Соглашусь с вами. Но опять же, готовясь к программе, я изыскала в Интернете, что грамотное макетирование страниц сайта — по крайней мере, существует такое мнение, — это для большего удобства понимания структуры макет страницы делится на четыре части: «шапка», панель навигации, содержимое и «подвал». Прокомментируйте, насколько действительно нужно придерживаться именно такой структуры — именно вот этого деления на четыре части. И чем можно пренебречь, под какие задачи?

Цветцих: Я бы сказал, что пользователь об этом не знает, это точно. Посетитель сайта, когда открывает его, не думает: «Так, здесь у меня „шапка“. Где же мое меню? Вот и „подвал“. Чудесно».

САМОЙЛОВА: Но об этом, наверняка, должны думать инициаторы сайтостроения.

Цветцих: Я бы сказал, что это как раз задачи дизайнера. Клиенту, который заказывает себе сайт, можно углубиться в размышления о чем-то другом, как-то попытаться подстроить свой бизнес под будущий сайт или рассказать сайтостроителям, как он любит продавать больше всего.

САМОЙЛОВА: Но если мы сейчас будем ориентироваться, например, на маркетологов, которые являются счастливыми обладателями, например, каких-то своих корпоративных сайтов, то вы бы для них могли дать какие-то рекомендации по поводу этих четырех частей — «шапка», панель навигации, содержимое, «подвал» — как обязательные элементы?

Цветцих: Отказаться можно от любого.

САМОЙЛОВА: При каких условиях? И для чего вообще такое?

Цветцих: Если не нашлось ничего значимого, чтобы там написать. Мы можем наблюдать огромное количество сайтов, у которых в «подвале» написано на каждой странице: «© Василий Пупкин, 2010».

САМОЙЛОВА: Это хорошо или плохо?

Цветцих: Это можно оставить на главной странице. В целом закон об авторских правах уже действует и без этой подписи. На внутренних страницах обычно это оставляют просто потому, что как-то не думают об этом. Есть и есть. Если вам не нашлось чего написать в «подвале», вы можете смело от него отказаться.

САМОЙЛОВА: А что может быть написано в «подвале»?

Цветцих: Например, в «подвалах» на крупных корпоративных сайтах часто размещают дополнительное меню, которое сразу показывает вам весь сайт — основные и подразделы.

САМОЙЛОВА: Так называемая карта сайта? Нажать кнопочку...

Цветцих: Не карта сайта. Карты сайты, они уже ушли в былое вместе с медленным Интернетом.

САМОЙЛОВА: Вот и я старею, получается. Помню о них.

Цветцих: Нет, мы все о них помним еще. В «подвалах» часто ставят допменю сразу по всем разделам. Это нужно, если у вас огромный сайт, на котором куча страниц, и человек просто доматывает до низа и выбирает, куда теперь ему пойти. Или может понять, где он находится. В «подвалах» ставят иногда какие-то «батареи» ссылок на интересующие людей вопросы. Например,

в Интернет-магазине хорошим тоном я бы посчитал разместить в «подвале» информацию о доставке, гарантиях, сетках размеров и тому подобное. Если у вас не нашлось полезной информации, то делать «подвал» просто, чтобы он был, не стоит.

«Шапка» сайта — это вообще очень условная штука. Все, что находится сверху, обычно оказывается «шапкой» — все, что повторяется на всех страницах.

САМОЙЛОВА: На «шапке» обязательно должен быть логотип?

Цветцих: Желательно. Людям приятно осознавать, где они находятся.

САМОЙЛОВА: Еще какие-нибудь требования к «шапке»?

Цветцих: Вы знаете, их просто нет. Все очень зависит от задачи. И нужно всегда помнить, что всеми формальностями можно пренебречь ради здравого смысла. Вам нужно вежливо относиться к человеку, который пришел к вам, и это ваша основная задача. А сделать «шапку» и «подвал», и блок с контентом — это не то, что второстепенно, а пятый, десятый.

САМОЙЛОВА: Понятно. Эдуард, в чем проблема выбора размера сайта? Я имею в виду именно физической ширины, чтобы сайт адекватно воспринимался со всех носителей, с разных компьютеров с разным разрешением, если правильно формулировать, например, с мобильных устройств, с «iPhone» и с андроидной системой.

Цветцих: Вам нужно решить, будут ли у вас пользователи, которые будут посещать ваш сайт с мобильных устройств. Если таких будет достаточно большое количество, то, возможно, вам стоит задуматься о том, чтобы сделать мобильную версию, или сделать такой плавающий дизайн, который подстраивался бы под эти маленькие разрешения. Если у вас этих людей будет не очень много на сайте, то вы можете об этом не думать в принципе. Браузеры современных телефонов сделаны специально таким образом, чтобы большие сайты хорошо показывать. Инженеры в «Apple» и в «Google» работают для того, чтобы пользователи могли посмотреть и большие сайты. Поэтому в целом никаких проблем с этим нет. Другое дело, что у обычных компьютеров мониторы тоже у всех разные. И вот тут я бы посоветовал делать сайты «резиновыми», заботясь о тех, у кого маленький монитор, и о тех, у кого большой монитор.

САМОЙЛОВА: Отлично. Фактически сняли мы следующий вопрос. Сейчас мы ненадолго уйдем на рекламу, и после возвращения с нее я и начну нашу с вами беседу с вопроса, что такое «резиновые» сайты.

Реклама.

***

САМОЙЛОВА: Доброе утро всем, кто присоединился к нашей программе сейчас. Напоминаю, что вы слушаете программу «Маркетинговая среда». Тема нашего разговора «Креатив и дизайн коммерческого сайта». И говорим мы на эту тему со специалистом по интерфейсам Эдуардом Цветцих. Эдуард, доброе утро еще раз. Спасибо, что ответили согласием на приглашение программы «Маркетинговая среда». Я вас остановила в прошлом блоке нашего разговора и пообещала, что начнем мы с вопроса, что такое «резиновые» сайты, и есть ли в их дизайне преимущество. Давайте осветим этот вопрос.

Цветцих: Давайте. «Резиновые» сайты — это такие сайты, которые подстраиваются под разрешение экрана пользователя. Если у него маленький экран, то колоночки поджимаются, текст в них переносится на следующие строчки, заполняет собой все имеющееся пространство. Если монитор большой, то весь контент растягивается, текст занимает новые позиции, картинки подъезжают немного вправо, влево, вверх и снова заполняют собой все имеющееся пространство.

САМОЙЛОВА: Это происходит автоматически для пользователя?

Цветцих: Да, пользователь этого не замечает. По мере того, как он увеличивает или уменьшает окно свое браузера, сайт делает то, что ему нужно, и плавно переставляется.

САМОЙЛОВА: При производстве такого сайта увеличивается стоимость в связи с внедрением? Это программа, наверное, какая-то.

Цветцих: Это не программа, это подход к верстке сайта, это то, чем занимаются технологи и программисты. Они делают сайт «резиновым» после того, как дизайнер рассчитал и объяснил им, как он должен тянуться. И, как правило, это не увеличивает стоимости сайта. И, более того, как правило, в хороших студиях просто сразу делают «резиновые» сайты, не спрашивая у клиента. Это хороший тон — делать их «резиновыми».

САМОЙЛОВА: А существует ли понятие хорошего тона, например?.. Я вас спрашивала про ширину сайта, и мы пришли к резиновости. А вот длина, грубо говоря, страницы сайта. Есть понятие «в поле первого окна». Сколько допустимо количество вот этих окон в прокрутке по длине сайта?

Цветцих: Вы знаете, ровно столько, сколько нужно для того, чтобы все, что вы хотите рассказать человеку... Никаких правил нет, и первого экрана не существует — правила первого экрана о том, что все важное должно находиться в нем. Такого нет. Дело в том, что прокрутка стала настолько естественным движением для всех пользователей компьютеров, которыми являются уже практически все, очень-очень многие... Ведь человек, который пришел к вам на сайт зачем-то и который, скорее всего, и воспользуется вашими услугами после посещения сайта, он...

САМОЙЛОВА: Хотелось бы.

Цветцих: Да. Он, скорее всего, достаточно уверенный пользователь Интернета. Он пришел уже туда, он уже вообще не думает о том, нужно ли ему прокручивать страницы. Он их просто прокручивает. Это автоматическое движение. Поэтому никакого первого экрана не существует. Люди будут крутить сайт.

САМОЙЛОВА: В том случае, если им интересно. Хорошо. Тогда каковы законы правильного меню сайта? Можно ли дизайном и как добиться минимальных усилий со стороны пользователя для поиска необходимой информации?

Цветцих: Я бы сказал, не можно, а нужно.

САМОЙЛОВА: Как?

Цветцих: Это вот именно основная задача дизайнеров. Собственно, дело в том, что структурой сайта, которая находит свое графическое воплощение в виде меню, тоже должен заниматься, по сути, дизайнер или копирайтер, который работает на стороне исполнителя вашего заказа, на стороне дизайнера. Дело в том, что меню начинается с того, что мы раскладываем имеющуюся у нас информацию по полочкам. И правила здесь такие же, как и в любом другом программном обеспечении. Мы должны дойти до любого места за три клика. Это условное очень правило, конечно же.

САМОЙЛОВА: Вы у меня заимствуете следующие вопросы. Вы лишаете меня возможности ведения программы.

Цветцих: Просто вы очень логично построили список вопросов.

САМОЙЛОВА: Спасибо.

Цветцих: Дело в том, что это правило тоже совершенно условное. И понятно, что если у вас что-то очень интересное, или если в этом задумка, или если ваша компания славится тем, что у нее слишком большой каталог, то три клика — это ерунда. Но в целом желательно, чтобы человеку не пришлось полчаса идти до конечной страницы, где он увидит цену, собственно.

Задача дизайнера — так расположить информацию, чтобы меню сайта выглядело естественно. Оно автоматически станет простым и понятным, если мы просто и понятно разложим информацию по страницам.

И, собственно, в этом тоже задача дизайнера.

САМОЙЛОВА: Я предполагаю, как вы ответите на мой следующий вопрос. Но, тем не менее, его задам. А есть разница в размещении меню по восприятию — горизонтальное или вертикальное? Или, может быть, есть какие-то новые дизайн-подходы к менюшкам?

Цветцих: Обычно, вы знаете, разница имеется не в плане восприятия, а в плане того, сколько в этом меню пунктов, будет ли оно раскрываться, и так далее. Решение поставить меню горизонтально или вертикально зависит не от того, какой визуальный эффект дизайнер хочет произвести, а от того, как этим потом люди будут пользоваться. Принципиальной разницы между горизонтальным и вертикальным размещением не существует. Существует именно удобство использования. Если ваше меню раскрывается, то лучше, чтобы оно было вертикальным, потому что так мы сможем оставить все пункты в раскрытом меню на странице сразу видимыми, а не делать выпадающие списки, которые потом закрываются, если мы куда-то ушли мышкой, и так далее. Все зависит от задачи. И возможно вполне, что дизайнер придумает вообще совершенно не горизонтальное и не вертикальное меню, и вообще не меню, а какие-то другие контролы, которые тоже будут понятны пользователям и будут хорошо работать.

САМОЙЛОВА: А есть какие-то примеры на сегодняшний момент вот таких контролов, о которых вы говорите?

Цветцих: Недавно на сайте «МДМ-Банка» основные... Там есть меню, там, более того, очень хорошее меню, которое называется «Весь сайт». И на главной странице крутятся баннеры, на которые можно нажать. Они уже сразу в себе содержат текст какой-то и перемещают вас в раздел с предложением, которое банк посчитал важным, с главной страницы. Там бесконечная крутилка. Этих баннеров, в принципе, может быть столько, сколько нужно в данный момент сайту. И это работает вполне как меню. В целом, всем понятно с первого взгляда и выглядит очень приятно, но при этом не является ни горизонтальным, ни вертикальным меню. При этом функцию навигации выполняет.

САМОЙЛОВА: Эдуард, скажите, пожалуйста, а какое количество баннеров допустимо, рекламных, я имею в виду, рекламных баннеров на одной странице сайта? Причем, даже не столько сторонних — не имею в виду сейчас сайты, которые являются рекламными площадками...

Цветцих: Понятно.

САМОЙЛОВА: А, например, когда я на своем сайте хочу обратить внимание, санонсировать какую-нибудь, например, новую услугу или новое спецпредложение. Какое количество в один момент времени баннеров допустимо?

Цветцих: Допустимо любое количество, которое не помешает человеку воспринимать это. Смотрите: когда мы делаем баннер, мы хотим что-то выделить относительно всего остального. Вот нужно следить, чтобы невыделение не стало выделением. Когда мы все выделим, то невыделенные части начнут выделяться на фоне всех остальных.

САМОЙЛОВА: Привлекать больше внимания.

Цветцих: Да, привлекать больше внимания. Главное, чтобы такого не происходило. И я бы посоветовал аккуратно пользоваться анимированными баннерами. Если страница вся шевелится, то, как правило, воспринимать информацию...

САМОЙЛОВА: Ее хочется прихлопнуть.

Цветцих: Да, тяжеловато воспринимать информацию. Опять же, нужно следить за тем, чтобы было вежливо, удобно, понятно. И не надо кричать на клиента.

САМОЙЛОВА: Очень хорошее выражение. А если клиент не может найти нужную информацию на сайте, с какими традиционными ошибками дизайна это может быть связано?

Цветцих: Как правило, это связано с формальностью в подходах к разработке сайта.

САМОЙЛОВА: Что это значит?

Цветцих: Сидит какой-то дизайнер, который делает сайты уже очень много лет, по его мнению. И делает, и делает. «Здесь я сделаю вертикальное меню, здесь я сделаю горизонтальное». Он не читает текст человека, просто вставляет их, красит их каким-то цветом и говорит: «Вот, я сделал вам дизайн». Как правило, именно

в этом состоит основная ошибка, по которой пользователю потом трудно что-то найти на сайте, когда дизайнер не прочитал текст, когда он продает свой дизайн, а не продукты клиента.

Вот это основная ошибка. Нужно следить, чтобы... Это можно сразу, в принципе, понять, по первым же эскизам человека, читал он этот текст или не читал.

САМОЙЛОВА: Каким образом? Подскажите, какие маркеры могут быть, например, у заказчиков дизайна сайта, чтобы понять, что этот дизайнер — не твой дизайнер?

Цветцих: Я бы посоветовал посмотреть на то, пытался ли придумать новую структуру для информации, которую ему дали, дизайнер. Стал ли он вчитываться в текст, убирать какие-то слова, как-то делить текст на абзацы и переносить информацию сверху вниз, туда и обратно. Если он начал так делать, то почти 100% человек старался сделать хорошо. Другое дело, получилось у него или не получилось, по вашему мнению. Но это уже бывает по-разному. Если информация, которую клиент давал дизайнеру, осталась в таком же виде на макете, в каком она присылалась — в вордовском файле, скажем, — то это должно стать тревожным звоночком и сказать о некотором непрофессионализме дизайнера, который делал этот макет.

САМОЙЛОВА: Знаете, вы сейчас пока говорили, я вспомнила ситуацию, когда наша компания выступала субподрядчиком по разработке как раз маркетинговой структуры текстов. И заказчик был довольно специфичный — из топливно-энергетического комплекса. И могу вам сказать честно, что не только дизайнер, а я сама не все понимала из тех текстов, которые были предоставлены заказчику. Вот в этом случае, когда узкопрофильные, может быть, какие-то тематики... Дизайнер не может одинаково хорошо разбираться во всем.

Цветцих: Обязан. Ему не нужно разбираться во всем. Он не должен понимать в тонкостях, как, скажем, функционирует ядерная электростанция. Но при этом он на сайте должен рассказать всем так, чтобы все поняли. Это

задача дизайнера — разобраться, как это работает, почему это работает, какие у этого преимущества. И максимально красиво и, скажем, понятно об этом рассказать посетителю. Дизайнер обязательно понимать все, что он делает.

САМОЙЛОВА: У меня очередной бестактный вопрос к вам. А вы много таких дизайнеров видели на рынке?

Цветцих: Сейчас все больше.

САМОЙЛОВА: Надежда есть.

Цветцих: Да. Там даже не надежда, а уже есть некоторое количество таких дизайнеров, у которых можно пойти и спокойно заказать себе дизайн, и они будут вчитываться в ваши тексты, выяснять у вас, как это работает, почему это должно быть так, а не иначе.

***

САМОЙЛОВА: А еще чем хороший веб-дизайнер отличается от плохого? Или не очень хорошего. Так, чтобы совсем уж...

Цветцих: Хороший, скажем, веб-дизайнер должен заботиться о клиенте. Это его основная задача.

САМОЙЛОВА: В данном случае клиент — это заказчик, собственно, сайта.

Цветцих: Да-да-да. Он должен на самом деле заботиться и о клиенте, и о клиенте клиентов. Вот именно этим он отличается. Если вам пытаются просто продать какие-то красивые или какие-то еще картинки, то вы покупаете картинки. А если вам человек объясняет, почему он сделал это так, а не иначе, то вы покупаете дизайн сайта.

САМОЙЛОВА: Но вы же наверняка сталкиваетесь, Эдуард, с тем, что большая часть заказчиков на рынке, да и самих профессиональных игроков рынка, по крайней мере, из тех, что я встречаю, они как раз настаивают на том, что дизайн — это картинки, дизайн — это креатив, дизайн — это вензелечки и дизайн в первую очередь. В принципе, даже если у вас по тексту и по идее, и по продукту сайт слабый как продукт, мы всегда вам его спасем красивым, современным, ультрамодным, интерактивным — не знаю, там можно добавлять уже любые прилагательные — дизайном.

Цветцих: Я думаю, что это не путь спасения. Скажем так, это называется «красить свинье губы».

САМОЙЛОВА: То есть?

Цветцих: Если у вас плохие тексты, можно нарисовать огромное количество прекрасных иллюстраций, под которыми зачем-то будут написаны плохие тексты.

САМОЙЛОВА: Но ведь согласитесь, существуют такие сайты в сети, и вы тоже, наверняка, с ними сталкиваетесь.

Цветцих: Существуют. Но я не уверен, что они работают. Мы же делаем сайт не просто, чтобы он был, не для чего-то абстрактного.

Мы делаем его, чтобы зарабатывать деньги. И он должен делать это. Он не должен содержать в себе картинки, а он должен продавать с помощью картинок. Нельзя спасти плохой контент хорошим внешним видом.

САМОЙЛОВА: Скажите, пожалуйста, а в европейском, например, маркетинге, по крайней мере, существует такая установка, что ресайз, редизайн, рестайлинг обычно рекомендуется проводить, помимо всего прочего, при прочих равных условиях, в тех случаях, когда дизайн или упаковка вашего продукта или позиционирование, или логотип, они принципиально устаревают по сравнению с новыми технологиями. Становятся несовременными. Если вы разделяете это убеждение, то я попрошу рассказать. Как вы считаете, на российском рынке эта вот процедура рестайлинга, редизайна с какой скоростью и при каких условиях может быть произведена? Потому что это дополнительные издержки со стороны клиента.

Цветцих: Да, я понимаю. Вы знаете, скорость определить, я думаю, не представляется возможным. А вот предпосылки в целом можно определить. Если вам нужно добавить на сайт раздел, скажем, изменить какую-то информацию, рассказать о новых услугах, которые у вас появились за время, и это сделать тяжело в текущем дизайне, то вам можно сделать новый сайт. Можно задуматься о том, что пора бы. Если у вас ничего такого не происходит, и с момента последнего дизайна сайта прошло меньше пяти лет, скажем так, то вы можете расслабиться и продолжать дальше пользоваться тем сайтом, который у вас есть. Если вы хотите больше продавать, то понятно, вам нужно пойти и сделать себе новый сайт, который будет лучше это делать. Если вы хотите о новом рассказать, то понятно, можно сделать новый сайт для этих целей. Если у вас таких целей нет, то главное, чтобы можно было понять, как с вами связаться.

САМОЙЛОВА: Но ведь многие предприниматели, кто начал свою деятельность пять-шесть лет назад, когда уже было признаком дурного тона в принципе в Москве выходить в бизнес без своего Интернет-представительства, они на дизайн сайта, на его верстку — я сейчас о себе говорю, наверное, в большей степени, о своем примере — пустили ровно столько денег, сколько у них на тот момент на стартапе было. Прошло пять лет, бизнес, в общем, ушел в сторону доходности. И вот в этом случае, когда я понимаю, что сайт какой-то детский, хочется какого-то — фирма повзрослела, клиенты повзрослели, — хочется чего-то более взрослого.

Цветцих: Да.

САМОЙЛОВА: Вот эта моя паранойя собственника, или это мое желание и ощущение может являться предпосылкой для редизайна сайта?

Цветцих: Безусловно, может. Это чудесная ситуация, на самом деле. У вас уже есть какой-то сайт, вам не нужно с горящими глазами и, размахивая руками, делать себе что-нибудь. У вас есть время, у вас есть деньги, у вас есть желание. Это прекрасная ситуация для того, чтобы сделать себе новый сайт.

САМОЙЛОВА: Не является ли в большинстве случаев такое желание исключительно сублимацией амбиций моих собственнических? Вы понимаете, я на своем примере, но не только о себе.

Цветцих: Да, я понимаю. Даже если так, если вы пойдете к хорошим профессионалам, то это будет плюсом для вашего бизнеса. Даже если вы боитесь, что это просто амбиции, то... они не повредят. В конечном счете, вы же сами прекрасно понимаете, сколько вы готовы на это потратить, есть ли у вас такая возможность. Если да, то вперед.

САМОЙЛОВА: Очень кратко попрошу. Эдуард, а вот каков алгоритм разработки и утверждения дизайна сайта, который вы бы рекомендовали для заказчиков? Начинаем с целей и задач, и дальше.

Цветцих: Значит, я бы порекомендовал прийти, встретиться с дизайнерами, рассказать им максимально много о своем бизнесе, о том, чем вы лучше конкурентов или не лучше, а еще что-то. Рассказать о том, кого вы хотите привлечь. И, собственно, какой ваш любимый цвет. Затем получить от них техническое задание. Техническое задание на разработку сайта должно составляться на стороне разработчика этого сайта.

САМОЙЛОВА: О как!

Цветцих: Да. Он должен объяснить, как он понял ваш заказ.

САМОЙЛОВА: Это такая контрольно-проверочная работа.

Цветцих: Да, вроде того.

САМОЙЛОВА: А если заказчик пришел: «Сделайте мне красиво. Хочу вензеля желтого цвета, и чтобы все там крутилось и играло»?

Цветцих: Либо объясни заказчику, почему так нельзя делать, либо сделай, либо откажись от проекта. Это уже для дизайнеров, скорее, совет. Либо убеждай, либо делай, либо уходи. В общем, дизайнер должен составить техническое задание, чтобы вы поняли, понял ли он. Если там все в порядке, вы его можете поправить, естественно, подписать и отдать дизайнеру, дальше он начнет по нему работать. И вот это

техническое задание — это на самом деле один из важнейших моментов. Потому что дальше все изменения будут вноситься через огромные мучения, потому что у разработчиков сайтов тоже есть бюджеты, они тоже компания, им тоже нужно быть прибыльными. И они не могут потратить все свободное время на вас.

Поэтому максимально...

САМОЙЛОВА: Корректно, да?

Цветцих: Не корректно, а максимально быстро. Не быстро... на первом этапе, в общем, нужно внимательно отнестись ко всему, что написано в этом техническом задании. А дальше получать макеты от дизайнеров, смотреть, сделаны ли они по техническому заданию, соответствуют ли они тому, чего вы хотели. И я бы посоветовал больше внимания обращать именно на смысл, обращать именно на текст, обращать на то, достигает ли дизайн поставленных задач и целей.

САМОЙЛОВА: А тексты кто должен предоставить? Заказчик?

Цветцих: Какие-то заготовки — да. Все, что есть, какой-то рассказ о себе должен предоставить, естественно, заказчик. А дальше компания, которая разрабатывает сайт, должна переписать их, может быть, поправить где-то, перетасовать, разбить на разделы и так далее. И вот именно на это нужно обращать внимание при приеме дизайна, потому что картинка, она имеет значение в первые несколько минут для посетителя. А вот информация — это то, зачем он пришел.

САМОЙЛОВА: Минут или секунд все-таки? Психологи, опять-таки, утверждают, что первые 6-10 секунд...

Цветцих: Это цвет, наверное. А дизайн... пока человек осваивается на сайте, пока он выясняет, как расположены графические элементы меню и тексты, несколько минут пройдет. А потом он поймет, что у вас текст всегда слева или текст всегда справа, или текст везде, а меню сверху. И дизайн уже уйдет на второй план, он будет воспринимать только информацию чистую.

САМОЙЛОВА: У меня, наверное, последний вопрос. А каковы традиционные ошибки в дизайне сайтов все-таки? На какие грабли не нужно наступать абсолютно точно заказчикам дизайна своих веб-представительств? Тоже вот, если можно, по пунктам: один, два, три.

Цветцих: Да. Секунду. Я подумаю. Их просто огромное количество. Нужно выделить основные сейчас. Очень часто слишком много формальностей в дизайне сайтов. Вот как раз то, о чем мы говорили: у меня должна быть «шапка», левая колонка, правая колонка и «подвал». И эти части остаются пустыми, информация куда-то разбредается все время от человека. Очень часто люди перебарщивают с выделением, особенно когда сайт отдают наполнять заказчику. Они выделяют весь текст жирным, потом делают побольше, потом красят в красный, потом еще делают курсивным.

Не перебарщивать с выделением, не кричать на клиента, не пытаться устроить рынок из сайта. Это, скорее, должно быть вежливо, чем весело. И больше внимания уделять здравому смыслу, смыслу текстов.

И больше внимания уделять пользователю.

САМОЙЛОВА: Спасибо большое. Мы говорили сегодня о креативе и дизайне коммерческого сайта. Моим собеседником был специалист по интерфейсам Эдуард Цветцих. Спасибо большое, Эдуард, за то, что приняли участие в программе.

Цветцих: Спасибо.

САМОЙЛОВА: Удачи вам во всех начинаниях.

Цветцих: До свиданья.

Последнее слово:

Цветцих: Мне, собственно, очень понравилось беседовать. Меня приятно удивил уровень подкованности в вопросах дизайна. Я говорил об этом много раз за время передачи: главный на сайте — посетитель. И все мы должны думать о его благе, о том, чтобы ему было удобно, быстро, комфортно, если нужно — весело, если нужно — интересно. Но в первую очередь нужно думать о нем и о том, как ему сделать лучше.

Резюме:

Вы знаете, поначалу я несколько огорчилась кажущейся покладистости моего гостя. Зачастую мне приходится слышать от дизайнеров о разного рода законах цветопередачи, о композиции, о недопустимости графических решений, а Эдуард пропагандирует: «В Интернет-дизайне можно все». И лишь к концу разговора я окончательно убедилась в том, что Эдуард настаивает на моем любимом постулате с целеполаганием. Иными словами, в дизайне сайта, по мнению моего гостя, допустимо все, что работает на достижение поставленной задачи. И это совсем нетрадиционный подход, с которым можно соглашаться или спорить.

Но мне кажется, что в ситуации стремительно меняющегося Интернет-пространства дизайн должен быть заточен, в первую очередь, под нужды и интересы пользователей, а не владельцев ресурса. И в этом я абсолютно согласна с моим сегодняшним гостем.

САМОЙЛОВА: А мы встретимся ровно через неделю, в 10.05 утра в эфире или на странице программы «Маркетинговая среда» в Интернете по адресу — finam.fm. Поговорим о мифах и реальностях блогинга. Присоединяйтесь. И отличной вам ориентации в маркетинговой среде.

 
 
   
задать вопрос