|
|
|
06.09.2007 — ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ... ИЛИ СЕЗОННОСТЬ НА РЕКЛАМНОМ РЫНКЕ. |
Интервью с генеральным директором компании МЭРМ, бизнес-тренером Натальей Самойловой.
1. В сентябре после летних отпусков просыпаются целые сегменты рынка, схожие
отношением к рекламной отрасли: она обеспечивает им дальнейшую динамику. Какого
рода компании, на Ваш взгляд, активизируются особенно?
Н.С.: Трудно однозначно и четко определить такие компании по отраслям на рынке в
целом. Наше подразделение "МЭРМ", которое специализируется на оказании услуг по
стратегическому планированию рекламных компаний, ориентирует клиентов на
маркетинговую деятельность, в результате которой мы создаем потребность
потребления продукта (услуги) в межсезонный период. В результате - клиент
получает не общепризнанный "мертвый сезон", а лишь "тихий" период, что
согласитесь, для бизнеса большая удача. Однако по своей личной консультационной
деятельности могу сказать, что с конца августа наблюдается повышение активности
компаний, предоставляющих непосредственно услуги, особенно в секторе B to B, в
том числе и тренинговых компаний, и самих рекламных агентств.
2. Почему важно проводить мастер-классы, обучающие семинары после сезона летних
отпусков? Как отражается (или должна отражаться) сезонность на планировании
рекламных кампаний?
Н.С. Я бы выделила зависимость активизации интереса к семинарам и тренингам
именно в осенний период от повышения активности на рынке труда. Многие компании
начинают набор новых специалистов именно в сентябре. Сотрудники, которые
планируют сменить работу, также откладывают, как правило, решение этой проблемы
на осень. А это означает как повышение спроса на корпоративные семинары и
тренинги внутри компаний, так и на открытые образовательные мероприятия для
участников- физических лиц. Хотя реально я убеждена, что проводить мастер-классы
для компаний эффективней именно в летний период, когда внутри деятельности самой
компании наблюдается "низкий сезон" и существует временная возможность для
повышения квалификации сотрудников. Однако здесь действует святое российское
правило бизнеса - все оставлять на последний момент, то есть на осень.
На планировании же самих рекламных кампаний сезонность отражается, если говорить
не маркетинговым языком, достаточно истерично. В августе наше подразделение по
медиаразмещению практически захлебнулось в заказах на проведение рекламных
кампаний по наружке. И все клиенты требовали размещения на престижных и
востребованных адресных местах именно с сентября. Но по московской специфике,
чтобы хорошо разместиться на поверхностях наружной рекламы в сентябре, надо
планировать адресную программу и выкупать ее еще в апреле.
Планирование только тогда является истинным планированием, когда цели компании в
области маркетинговых коммуникаций, инструментарий достижения этих целей,
процесс промежуточного мониторинга
эффективности рекламных усилий и корректировка программ в связи с полученными
результатами готовятся компанией заранее. То есть в сентябре должно идти
планирование на следующий год, а не на сам
сентябрь. И с этой точки зрения рынок рекламы, на мой взгляд, характеризуется
полной неразберихой. Он не планируемый в целом. Каждый заказ, который поступает
к нам в агентство, по мнению заказчика,
должен был быть выполнен еще вчера. Поэтому и большая часть рекламных кампаний
отличается спонтанностью, не имеет творческой и маркетинговой изюминки и , как
результат, не работает на эффективность продвижения продукта или компании
клиента.
3. Как оживление рынка после летней стагнации влияет на работу таких компаний,
как Ваша?
Н.С. Плохо влияет:))).Причем на тренинговом и консалтинговом рынке Москвы
наблюдается ярко выраженных два "мертвых сезона": июль-август и январь-февраль.
Думаю, что подобная тенденция наблюдается и в регионах. Так что сентябрь и март
- это серьезные внутренние проблемы менеджмента тренинговой компании. Два месяца
размеренной работы менеджеров расслабляют, объемы в этот период невелики, и
ввести менеджера в жесткий тайминг в сентябре и марте - это дополнительные
управленческие издержки руководства. К тому же объем сентябрьских заказов
традиционно зашкаливает настолько, что наша тренинговая компания вынуждена
набирать дополнительный штат менеджеров по работе с клиентами, а это опять-таки
временные издержки на их набор и обучение.
И вполне реальный вопрос, что делать с новыми сотрудниками в "низкие периоды"
деятельности. Владельцы бизнеса сейчас наверняка поняли, что я имею в виду. В
связи с традиционным отсутствием планирования семинаров и тренингов внутри
компаний клиентов начинаются накладки с занятостью наших тренеров, то есть мы
получаем запросы на одного и того же тренера из разных компаний на одни и те же
даты, и выход из подобных ситуаций не всегда безболезненный для нашего бизнеса.
В общем оживление рынка осенью я бы сравнила с морским штормом после штиля. Как
Вы считаете, как чувствует себя лодка, попавшая в подобную ситуацию?
4. Есть ли статистика увеличения спроса на услуги Вашей компании, и ее прибыли в
осенний сезон? (проценты, цифры для сравнения).
Н.С. Цифры для российской бизнес-действительности - вещь неблагодарная. Вы
рассчитываете на какой-то иной вариант ответа, что прибыль - это
конфиденциальная информация компании?:)) Скажу лишь, что
в летние месяцы немногие компании могут похвалиться прибыльностью деятельности
вообще. В лучшем случае маленьким компаниям хватает средств на поддержание
операционной деятельности бизнеса - зарплаты сотрудникам, содержание офиса,
оплаты налогов и т.д. Деятельность МЭРМ достаточно грамотно диверсифицирована,
поэтому в летний период у нас есть возможность зарабатывать не только на
тренингах и семинарах. Для сравнения могу сказать, что спрос на наши
образовательные услуги в сентябре возрастает в среднем на 10-15 процентов
относительно летнего периода, а в октябре на 15-20 процентов. К тому же
доходность от семинаров в открытом формате значительно повышается, если летом на
семинаре присутствовало около 5 человек, то в сентябре набор в группу составляет
- 14-15 участников.
5. Влияет ли сезонность вообще на приток рекламодателей, участников выставок,
семинаров, форумов, и каким образом?
Н.С. Еще раз хотела бы повторить, что сезонность - понятие все-таки
относительное именно на рекламном рынке, поскольку сам этот рынок - очень
широкий спектр деятельности. Ведь согласитель, что традиционно Новый Год
приходит в компании отечетсвенного бизнеса совершенно неожиданно, что влечет за
собой необходимость производства корпоративных подарков и иных праздничных
затрат в жестких временных рамках. В нашей компании количество обращений на
разработку стратегии маркетинговых коммуникаций, безусловно, возрастает именно
осенью. Но хотела бы отметить, что речь идет все-таки о планировании уже
следующего года. И количество таких обращений будет планомерно возрастать вплодь
до декабря-января. Та же тенденция наблюдается и относительно производства
корпоративного видео, разработки дизайна и типографских услуг. Однако с точки
зрения маркетинга нельзя упускать и значение вншних макроэкономических факторов
рынка. Спрос на PR-сопровождение компаний, планирующих выход на IPO, возрастает
абсолютно системно в связи с повышенным интересом российского рынка к подобному
роду привлечения инвестиций, независимо от летних месяцев.
Спрос на медиаразмещение пропагандистских и PR-материалов в СМИ тоже
увеличивается, думаю, что это направление маркетинговых коммуникаций в ближайшее
время не будет переживать спада в низкий сезон, поскольку ближайшее время - это
время выборов. Активизация выставочной деятельности в осение месяцы вполне
обоснована. Кстати, именно выставки и форумы предоставляют возможность и
потенциальным
рекламодателям, и специалистам в рекламной отрасли наработать новые контакты и
перспективные партнерские проекты. У меня до конца года уже намечено участие в 8
подобных проектах, и уверена, что это не предел. Потому что рынок оживает после
летней спячки, с чем я всех своих коллег искренне поздравляю.
корр. ИД "Коммерсантъ" Диана Дадашева
"КоммерсантЪ-Юг", приложение Quality
Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009;
Использование материалов допускается, но с обязательной ссылкой на сайт МЭРМ
|
|