|
|
|
04.09.2006 — Наталья Самойлова, Директор по рекламе и PR РБК: "Абстрагируйтесь от того, что я в юбке!". |
Карьерный путь Натальи Самойловой - "история с географией". Ей довелось немало поколесить по стране, выполняя "не женскую" работу военного корреспондента. Затем - крутой поворот к семье и дому. Но ненадолго. Новый амбициозный проект заставил сорваться с насиженного, казалось бы, места. Успех. Достижение предела возможного. И вновь карьерный зигзаг, вновь построение Дела с нуля. С таким багажом Наталья Самойлова пришла в РБК. И надеется остаться в этой команде надолго.
Наталья, бытует мнение, что в бизнесе женщине очень сложно выдержать
конкуренцию с мужчиной. Твой карьерный путь подтверждает или опровергает это?
Судить, наверное, не мне. Я закончила журфак МГУ. Еще студенткой работала на
Первом канале, куда попала без протекции, выдержав конкурс 174 человека на место
на телевизионного отделение факультета. Была редактором у Владимира Познера. На
НТВ вела рубрику "Чистосердечное признание". Именно тогда прорезались амбиции -
захотелось стать известной. Доказать, что могу действовать наравне с мужчинами в
"мужской" сфере. В качестве военного корреспондента в одиночку вела репортажи из
"горячих точек" - Дагестана, Чечни, Карачарово-Черкесии.
Но "у войны не женское лицо"+
Да, и в определенный момент времени я круто изменила свою жизнь и обзавелась
ребенком. Надо ли объяснять, почему? Карьера и амбиции как-то отошли на второй
план. Увы, не надолго. Уже через три месяца после родов вместе с дочкой
отправилась в Ханты-Мансийск (где зимой -40 и +35 летом, а комары отдирают мясо
кусками). Уж больно интересное дело предложили - поднимать новый телеканал "ЮГРА"
в качестве главного редактора. И поскольку в тот период с маленьким ребенком в
столице я не была сильно востребована, я согласилась работать на потрясающей
технике над собственным делом. За год, с трудом отучив местных журналистов
говорить в эфире "лОжить", мне удалось добиться невозможного: проект
номинировали на телевизионную премию "Тэффи".
А потом?
В какой-то момент работы в Останкино я поняла, что бьюсь головой о дверь, за
которой кирпичная кладка. Большего не достичь. И дело не в моих способностях, а
в том, что "дети лейтенанта не станут генералами". С этим в телевизионном мире
не только женщины сталкивались.
Из Хантов я вернулась в Москву, поняв, что сыта телевизионной кухней по горло.
Все начала с начала. Занялась PR-ом Легпромбанка, потом руководила рекламными
службами еще нескольких банков. И вдруг получила приглашение приехать в РБК на
встречу с генеральным директором. Мы побеседовали, и уже через 3 дня я перешла в
РосБизнесКонсалтинг. Пришла на меньшие деньги, мало что зная о компании, не все
понимая в интернете. Просто поставила на человека.
И все-таки, пробивать себе дорогу женщине сложнее?
Да. На телевидении я четко знала: должна делать свою работу в сотни раз лучше
коллеги-мужчины. Тогда меня, может быть, оценят как среднего аналитика. И в
переговорах существует эта проблема - я могу предлагать партнеру продукт также
или лучше, чем мой коллега-мужчина, но времени я потрачу больше. В мужском мире
бизнеса в первой части переговоров мне приходится доказывать свой
профессионализм с большим азартом, я должна положить определенное количество
сил, чтобы заставить собеседника абстрагироваться от того, что я в юбке.
А искусство интриги, в котором, как считается, женщинам нет равных?
Мне кажется, женщины интригуют реже и мельче мужчин. Это в первую очередь
эмоциональные выплески и мелкие пакости. В крупных играх женщины, как правило,
не участвуют. Или мужчины не допускают их к этому участию.
Верно ли, что в бизнесе удел женщин - "прятаться" за мужской спиной: даже как
руководители они на вторых ролях - заместители директора, топ-менеджеры среднего
звена?
Не всегда. Как правило, женщина мягче ведет бизнес, по-кошачьи. А в идеале в
руководстве любой компании должны сочетаться оба стиля - кошачий и жесткий. И,
наконец, страна у нас все-таки мужская, потому и само понятие бизнес - мужского
рода. Мужчины сильнее, у них другая хватка, другая логика, иной уровень
смелости, это очевидно. Я, кстати, не люблю женских премий, общественных
организаций и феминистических обществ.
В чем главная "женская" проблема бизнес-вумен?
За час дороги с работы переключиться с бизнес-вумен и босса на ласковую и нежную
маму и любящую женщину. Не мусолить за семейным ужином рабочие проблемы. И не
рассматривать домашних как подчиненных, не писать им должностные инструкции.
Так какую же роль сыграли мужчины в твоей карьере?
?+ Не главную, это точно. Многим из них я благодарна как за положительный, так и
за отрицательный опыт, но все стены пробивала сама. Мне вообще никто не помогал
никогда, может быть, это и к лучшему. Вероятно, из меня бы ничего не получилось,
если б я была в родительских или мужниных ладошках. Думаю, не было бы даже
желания подняться.
Электронная газета RBC - Февраль 2004 г.
Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009;
Использование материалов допускается, но с обязательной ссылкой на сайт МЭРМ
|
|