|
|
|
18.12.2008 — Финансовый кризис: превратить бедствие в выгоду! |
«Финансовый кризис в России набирает обороты…», «Компании замораживают свои бюджеты…», «Пытаясь справиться с кризисом, предприятия сокращают персонал…», - пестрят заголовками газеты, пугая и без того напуганных граждан. А что собственно случилось? Почему такая истерика? Ведь каждый руководитель знает, что любая организация – это живая система. А кризис – это переломный этап в функционировании каждой системы, на котором система подвергается воздействию неких сил либо изнутри, либо извне, требующих от нее качественно нового реагирования, и сопровождается угрозой разрушения системы. Глобальный финансовый кризис – это всего лишь триггер, который приводит в движение эти силы, а не сама сила. Давайте вместе с Вами посмотрим, какие силы приходят в движение внутри предприятия под влиянием финансового кризиса, и как их можно использовать для решения рыночных задач. Кстати, кризис (в переводе с китайского) - это опасность плюс благоприятная возможность.
«Финансовый кризис в России набирает обороты…», «Компании замораживают свои бюджеты…», «Пытаясь справиться с кризисом, предприятия сокращают персонал…», - пестрят заголовками газеты, пугая и без того напуганных граждан. А что собственно случилось? Почему такая истерика? Ведь каждый руководитель знает, что любая организация – это живая система. А кризис – это переломный этап в функционировании каждой системы, на котором система подвергается воздействию неких сил либо изнутри, либо извне, требующих от нее качественно нового реагирования, и сопровождается угрозой разрушения системы. Глобальный финансовый кризис – это всего лишь триггер, который приводит в движение эти силы, а не сама сила. Давайте вместе с Вами посмотрим, какие силы приходят в движение внутри предприятия под влиянием финансового кризиса, и как их можно использовать для решения рыночных задач. Кстати, кризис (в переводе с китайского) - это опасность плюс благоприятная возможность.
Влияние финансового кризиса на комплекс «цели – стратегии»
Каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые определяют эффективность ее деятельности на рынке. Комплекс «цели – стратегии» - это система, состоящая из четырех взаимозависимых элементов. Причем, СТРАТЕГИЯ – это клей, который склеивает ЦЕЛЬ, РЕСУРСЫ и ВОЗМОЖНОСТИ предприятия. Итак, первый элемент этой системы – ЦЕЛЬ. Каково же влияние финансового кризиса на этот системный элемент? Да практически никакого. Но сама формулировка цели имеет огромное значение для финансового результата. От того, как цель определяется и транслируется высшим руководителем, зависит выбор и реализация стратегии персоналом компании.
Из собственной практики консультирования могу сказать, что в большинстве случаев цель звучит примерно так: «Наша цель – это получение хорошей прибыли и развитие предприятия». На деле же эта цель означает увеличение капитализации предприятия.
(Для объяснения этого термина совершим небольшой экскурс в историю финансового кризиса. Проблемы начались с девальвации доллара в 1985 году. Кредиты стало получить проблематично, и компании обратились за деньгами на фондовые рынки. Именно тогда американцы внедрили экономическую модель: «размер имеет значение». Именно тогда фондовые рынки стали оценивать компании не по прибыли, а по ее позиции на рынке, по объему сети продаж и по обороту). Поэтому все силы компании направлены на расширение сбытовой сети, а не на достижение положительного финансового результата, хотя он и ожидается.
Другой вариант формулировки цели следующий: «заработать самому и дать заработать другим». В результате персонал понимает это по-своему, и начинает выполнять некоторые функциональные обязанности только при условии дополнительной выгоды. А в одной компании на момент консультирования была зафиксирована следующая ситуация: за спиной собственника на базе предприятия был организован параллельный теневой бизнес, который обеспечивал дополнительный доход персоналу, за счет недополучения дохода предприятием. Мало того, в теневой бизнес был вовлечен и персонал крупных корпоративных клиентов. Результат – разрыв отношений и потеря доверия, резкое падение объемов продаж на 86%.
Встречается и третий вариант формулировки цели: «Куда идем мы с Пятачком – большой, большой секрет». Руководство просто не считает нужным ставить в известность о своих намерениях широкий круг общественности. Свои люди и так в курсе событий. Соответственно, персонал имеет свои собственные представления о целях и стратегиях компании, которыми и руководствуется в своей деятельности. А дальше – все как в басне Крылова: лебедь рвется в небеса, рак пятится назад, щука тянет в воду, а воз и ныне там.
Есть еще и четвертый вариант формулировки цели, о которой твердят хором все ведущие специалисты по маркетингу: «Цель любого бизнеса: создание своего клиента». Но реализация этой цели возможна только при клиентоориентированном подходе, что однозначно требует больших вложений: интеллектуальных, временных, творческих от всего персонала, начиная с первого лица компании, да и денег стоит. А их, как известно, всегда не хватает, особенно, в период кризиса.
Вторым и третьим элементом системы являются ВОЗМОЖНОСТИ и РЕСУРСЫ компании. Основное влияние финансового кризиса падает именно на эти элементы, резко ограничивая финансовые ресурсы компании и перекрывая возможности на рынке. Поэтому четвертый элемент системы – СТРАТЕГИЯ - требует пересмотра, чтобы компания смогла получить запланированный финансовый результат.
Прежде чем преступить к пересмотру стратегии, необходимо провести проверку состояния наших основных ресурсов и инструментов, а также выяснить, повлияет ли финансовый кризис на их «боеготовность»?
Проблемы развития предприятий, образованных предпринимателями по собственной инициативе, без использования государственных ресурсов, ориентированных на рынок.
Предприятия встречают финансовый кризис букетом своих собственных проблем. Проблемы, о которых речь пойдет ниже, присущи практически всем предприятиям, хотя в каждой отрасли есть еще и свои особенные моменты. Специфика права и экономики России, а также менталитет населения делает эти проблемы сходными. Условно их можно разделить на две группы:
- Проблемы внешние, обусловленные экономическим развитием общества, процессами глобализации, резкими изменениями условий ведения бизнеса, ужесточением конкуренции на рынке.
- Проблемы внутренние, обусловленные отсутствием предпринимательского опыта при создании предприятия, отсутствием практического опыта управления, ментальными установками и неформальной корпоративной культурой:
- проблемы во взаимодействии с партнерами
- проблемы во взаимодействии с сотрудниками
- проблемы в области управления предприятием
Для лучшего понимания расскажу одну историю, опять же из собственной практики. У одной из московских аптек возникли проблемы с продажами. Заведующая предположила, что причина в слабой подготовке персонала. Во время проведения аудита персонала, выяснилось, что большое количество наименований товара не пользуется спросом у местного населения, соответственно подсобка просто завалена неликвидом. На мой вопрос: «Почему Вы их закупаете?», заведующая ответила следующее: «А как же, ведь дистрибьютор продает мне этот товар с 30%-ой скидкой, это же выгодно!». И как тут не вспомнить М.А. Булгакова («Собачье сердце»):
“- Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? … - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат “бей разруху!” … Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и тоже время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!». Следуя за Булгаковым, можно с уверенностью сказать, что корень всех проблем лежит в голове, а основа «боеготовности» любого предприятия - в правильных метальных установках его руководящего состава.
Наследство дедушки Ленина и сказки дядюшки Ельцина
Менталитет людей формируется годами и не одним поколением. Лозунги и мысли, которые витали когда-то в умах людей не исчезают бесследно, а инкорпорируются (получается такой своеобразный эффект русской матрешки: откроешь одну, а там другая, за ней третья и так далее) и передаются из поколения в поколение. Причем влияние этих мыслей на действия человека не становится слабее. Увидеть эту связь сложно, так как она не осознается. Но кое-что нам разглядеть удастся.
Помню, в конце 90-х годов мне пришлось консультировать одну производственную компанию, помогать руководству справится с кризисом 1998 года. Задачи стояли ответственные: оптимизация оргструктуры, создание нового подразделения - планово-экономического отдела, переформирование кадрового состава. Первое, что меня потрясло, – это бесхозяйственность и бесконтрольность, царившая на производстве. «У нас демократия, - говорили мне, а Вы с ревизией». «Отчеты, учет затрат – что за бюрократизм. Мы товар не успеваем отгружать, рыночная экономика требует скорости». Сопротивление росло и проект начал пробуксовывать, а персонал продолжал приворовывать у своего работодателя. Тогда я отправилась на курсы повышения квалификации со своим списком проблем, в надежде, что старшие товарищи помогут мне найти нужные решения. Первое, что я услышала от преподавателя, профессора, доктора экономических наук, бывшего члена Совета Министров СССР – это следующее: «У нас не рыночная экономика, у нас экономика криминальная» … Что ж решения пришли сразу, я просто поменяла этапы работ. Кстати, слово «криминальный» означает «самовольно нарушающий» (словарь Ожегова). Как оказалось, начинать надо с персонала. После проведенного исследования выяснилось, что причины всех этих проблем лежали в ментальных установках «советского производства», ведь большинство сотрудников, работающих на предприятии, – это люди старше сорокалетнего возраста. В период разразившегося кризиса неуважение к закону, неуважение к чужой собственности, доставшиеся нам от наших дедушек и бабушек, проявляется в людях с новой силой и заставляет работников вести себя определенным образом. А большевистский лозунг «грабь награбленное», который живет в глубинах сознания все еще советского человека, подталкивает его и вовсе к совершению разрушительных действий. Как правило, от таких действий страдает имущество компании. Молодое поколение, живет и работает под воздействием лозунгов 1991 года. Их кредо: хватит работать - пора зарабатывать, отсюда огромные амбиции и завышенные требования к размерам заработка, а отдачи никакой. А то, что раньше называлось «безнаказанностью» и «безответственностью», они теперь называют «свободой».
И в этом нынешний кризис ничем не отличается от предыдущего.
Вот и получается, господа, что на дворе финансовый кризис, а владельцы компаний как полководцы без армий. Вернее сказать, армии есть, вот только их боеспособность оставляет желать лучшего. А задачи никто не отменял. И проблемы необходимо решать. Иначе кризис разрушит все завоеванные рыночные позиции.
Ничего не остается, как поднять боеспособность, вооружится новой СТРАТЕГИЕЙ, разработать тактические планы, всем фронтом АТАКОВАТЬ кризис и ПРЕВРАТИТЬ БЕДСТВИЕ В ВЫГОДУ! А за оружием и боеприпасами милости просим к нам в МЭРМ на тренинг- консультацию: « Управление кризисом: как превратить бедствие в выгоду».
К бою, господа офицеры!
Консультант МЭРМ по управлению, практический психолог Кравчук И.В.
Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009; 2014; 2015;
Использование материалов допускается, но с обязательной ссылкой на сайт МЭРМ
|
|