|
|
|
20.02.2007 — Классификация нужд, потребностей и ценностей в маркетинге. История вопроса. |
В практике маркетинговой деятельности постоянно возникает потребность в некотором списке нужд (мотивов), отталкиваясь от которого можно было бы проанализировать мотивационное поле, связанное с тем или иным товаром.
На сегодняшний день существуют различные классификации нужд человека. Данное разнообразие обусловлено, с одной стороны, различными утилитарными задачами, которые обусловили появление классификаций, а с другой стороны – тем, что до сих пор не удалось составить некий универсальный список. Тем не менее, существует возможность вывести наиболее утилитарные нужды с точки зрения решения маркетинговых задач.
Мы посчитали возможным представить вниманию специалистов весь спектр подходов к данному вопросу. Какой методологией пользоваться при определении нужд, ценностей и потребностей в маркетинге, решать каждому самостоятельно.
Теория Даниеля Старча. В 1923 году профессор Гарвардской школы бизнеса Даниель Старч, специалист в области бизнес-психологии составил один из первых списков нужд человека. Выглядит этот список следующим образом:
Мотивы взрослых мужчин и женщин по Д.Старчу
Аппетит-голод |
Уважение к Богу |
Любовь к детям |
Сочувствие к другим |
Здоровье |
Защита от других |
Половая привлекательность |
Интимность |
Отцовская/материнская привязанность |
Социальная значимость |
Амбиции |
Преданность другим |
Удовольствие |
Гостеприимство |
Телесный комфорт |
Тепло |
Владение |
Имитация |
Одобрение других |
Вежливость |
Чувство сопричастности |
Спорт, игры |
Вкус, наслаждение |
Управление другими |
Личная значимость |
Прохлада |
Безопасность |
Страх, настороженность |
Чистота |
Физическая активность |
Отдых-сон |
Манипулирование |
Домашний уют |
Строительство |
Экономия |
Стильность |
Любопытство |
Юмор |
Действенность |
Развлечение |
Конкуренция/соперничество |
Застенчивость |
Сотрудничество |
Надоедание |
Теория Генри Мюррея. В 1938 году психолог Генри Мюррей опубликовал список психологических нужд, которые использовались как базовые конструкции для личностного тестирования, например, с помощью теста тематической апперцепции.
Таким образом, список психогенных нужд по Г.Мюррею выглядит следующим образом.
- Нужды, связанные с неодушевленными объектами:
- приобретение,
- сохранность,
- порядок,
- хранение,
- конструирование, строительство.
- Нужды, отражающие амбиции, власть, достижения и престиж:
- превосходство,
- достижение,
- признание,
- проявление,
- незыблемость,
- непоколебимость (для изображения стыда, неудачи, высмеивания, унижения),
- защищенность (чувство защищенности, безопасности),
- противодействие (противодействующее отношение).
- Нужды, связанные с властью человека:
- влияние, доминирование,
- уважение,
- нравоучение.
- Садо-мазохистские нужды:
- агрессия,
- унижение.
- Нужды, связанные со сдерживанием:
- уклонение от ответственности (желание избежать ответственности).
- Нужды, касающиеся привязанности между людьми:
- сопричастность,
- отверженность,
- опека (кормить, помогать или защищать беспомощного),
- помощь (искать помощь, защиту или сочувствие),
- игра.
- Нужды в общении (желание спросить и быть услышанным):
- осознание (вопрошающая позиция),
- толкование (пояснительная позиция).
Этот список Мюррей составил на основе классификации нужд человека в соответствии с четырьмя аспектами: первичные и вторичные нужды, в зависимости от того, имеют ли они физиологическое происхождение или нет; позитивные и негативные нужды, в зависимости от того, привлекает ли объект индивида или отталкивает его; явные и латентные нужды, в зависимости от того, обуславливает ли потребность действительное или воображаемое поведение; осознанные или неосознанные нужды, в зависимости от того, связаны ли они с интроспективными процессами индивида или нет.
Теория Абрахама Маслоу. Психолог А. Маслоу в 1943 году выделил пять основных групп нужд человека. Пирамиду Маслоу сегодня знает любой более-менее успешный менеджер или маркетолог. Согласно теории пирамиды Маслоу, нужды более высокого уровня не будут удовлетворяться до тех пор, пока не будут удовлетворены нужды более низких уровней.
Маслоу был первым, кто предложил универсальную теорию иерархии нужд. Его теория определяет пять основных ступеней иерархии, которые выстроены по важности, начиная с нижнего (биогенные потребности) до верхнего уровня (психогенные потребности). Теория полагает, что прежде, чем возникнут потребности верхнего уровня, потребитель должен удовлетворить потребности нижнего уровня. Долгое время неудовлетворенная нужда нижнего уровня, которую испытывает человек, влияет на его поведение; когда эта нужда удовлетворена, то новая (высшего уровня) возникает и побуждает человека ее удовлетворить. Когда и эта нужда удовлетворена, то возникает новая, еще более высокого уровня) нужда и т.д. Конечно, если нужда нижнего уровня удовлетворена не полностью, то она может на время стать доминирующей. Однако в теории Маслоу существует пересечение всех уровней, поскольку ни одной потребности нельзя удовлетворить полностью. Поэтому, хотя на поведение человека в какой-то мере влияют все потребности ниже доминирующей, все же исходным побудителем – главной силой, побуждающей человека – является нижний уровень, который остается в значительной степени неудовлетворенным. Согласно теории Маслоу, большинству людей не удается в достаточной мере удовлетворить свои эго-потребности, чтобы достичь пятого уровня – потребности в самореализации. Эта нужда относится к желанию индивида полностью использовать свой потенциал – стать именно тем, кем он способен быть.
С теорией Маслоу спорят многие психологи и маркетологи, однако она получила широкое признание и используется во многих общественных науках потому, что возникла для отражения врожденной и приобретенной мотивации многих людей нашего сообщества.
В связи с тем, что оперировать длинным списком потребностей человека на практике затруднительно, иногда коротко выделяют 3 основных группы нужд: 1) аффективные: душевная теплота, гармония, эмоции; 2) нужды человека в комфорте: физический и психологический комфорт, поддержание имиджа, престижа; 3)нужды развития личности: доминирование, обретение престижа, достижения, возвышение и развитие, продвижение личности.
Давид Макклиланд выделил три группы нужд, они прослеживаются и в иерархии А.Маслоу.
- Потребность власти. Относится к желанию индивидуума контролировать себя и свое окружение. Это включает в себя потребности в контролировании других личностей и различных объектов. Потребность власти тесно связана с потребностью удовлетворения своего эго в плане того, что на опыте многих людей после осуществления власти над объектами или индивидуумами происходит самоутверждение. Ряд продуктов используются для обещания власти или превосходства их обладателей. Однако следует помнить, что обращение, заключающее в себе обещание власти, будет привлекать людей с сильной потребностью власти.
- Потребность сопричастности. Это широко известный и хорошо изученный социальный мотив, который имеет сильное влияние на потребительское поведение. Социально-коммуникативная потребность предполагает, что человеческое поведение сильно подвержено влиянию со стороны желания дружбы, принятия, принадлежности чему-либо. Люди с высокими социально-коммуникативными потребностями стремятся обладать сильной социальной зависимостью от других. Они часто выбирают товары, которые, как они чувствуют, получат одобрение их друзей. Такие люди высоко ценят помощь и мнение дружественных продавцов и могут купить одежду или даже товары для дома для того, чтобы быть достойным одобрения персонала. Люди с высокими социально-коммуникативными потребностями часто адаптируют свое покупательское поведение к нормам и стандартам групп их общения. Такие люди адаптируют свое поведение в соответствии с референтными группами.
- Потребность в успехе, достижениях. Ряда научных исследований был сфокусирован на потребности успеха. Люди с сильной потребностью успеха считают персональное совершенствование конечной целью. Потребность успеха близко связана с эгоистической потребностью в том, что хорошо сделанная работа служит усилению самоуважения. Люди с высокой потребностью достижений имеют ряд характерных черт, которые делают их уязвимыми для особых обращений. Они более самоуверенны, им нравится совершать просчитываемые риски, они активно исследуют свое окружение и очень сильно заинтересованы в обратной связи. Их интерес к денежным вознаграждениям или прибыли в основном вызван тем, чтобы показать, как хорошо они работают. Они любят ситуации, в которых могут брать персональную инициативу в нахождении решений проблемы. Люди – достижения – предполагаемые клиенты для с умом презентуемых инновационных продуктов, небольших спекулятивных биржевых операций, например, для набирающих популярность на постсоветсокм пространстве электронных торгов ценными бумагами.
Дж. Кейнс предложил различать абсолютные и относительные потребности. Согласно теории Дж.Кейнса, существуют «потребности абсолютные в том смысле, что мы ощущаем их безотносительно к тому, в какой ситуации оказываются люди, что мы ощущаем их лишь тогда, когда удовлетворение потребностей возвышает нас, заставляет чувствовать нас выше других людей». Насыщение абсолютных потребностей возможно, а относительных – нет. Относительные потребности нельзя насытить, потому что, чем выше общий их уровень, тем больше стремление этот уровень повысить. В таких условиях производство с целью удовлетворения относительных потребностей эквивалентно их развитию. В силу этого люди, чей жизненный уровень в абсолютном измерении повысился, склонны считать, что их положение ухудшилось, если те, кого они считали объектом сравнения (референтные группы), стали жить лучше. Особенно это необходимо учитывать в отечественных условиях Глобальное информационное поле позволяет отечественным потребителям получать новейшую информацию со всего мира.
Теория Л.Эббота. Эбботпредложил разграничивать родовые и производственные потребности, или квазипотребности. Производная потребность представляет собой технологический отклик на родовую потребность. Например, автомобиль представляет собой производную потребность относительно родовой потребности (нужды) в автономных индивидуальных средств передвижения. Насыщение не имеет отношения к родовой потребности, оно характеризует лишь потребность производную, или превалирующую в определенное время технологическую реакцию. При некоторых условиях можно наблюдать насыщение производной потребности как следствие возросшего потребления товара на определенной стадии его жизненного цикла. Предельная полезность производной потребности испытывает необходимость в снижении. Однако благодаря импульсу, приданному технологическим прогрессом, родовая потребность не насыщается, так как стремится к боле высоким уровням, обусловленным усовершенствованием товаров и, следовательно, новых производственных потребностей.
Таким образом, производство товаров для удовлетворения родовых потребностей будет постоянно стимулироваться собственной революцией. Данный факт важно учитывать при прогнозировании состояния спроса на рынке. Иногда может возникнуть ситуация, когда результаты исследований показывают, что рынок близок к состоянию насыщения и создается впечатление, что места на данном рынке для новой компании уже нет. Однако, если предприятие выходит на рынок с товаром, удовлетворяющим потребности потребителей на новом технологическом уровне, это приводит к снижению насыщенности рынка практически к нулевой отметке, то есть рынок становится «открытым» для нового товара, потребитель переключается на новый, с технологической стороны удовлетворения потребности, товар. Например, в свое время наблюдалась насыщенность рынка бобинными магнитофонами. Но появление кассетных магнитофонов привело к моральному устареванию предыдущего класса магнитофонов. Потребители, которые имели магнитофон, стали приобретать новые модели аудиотехники. Аналогичная ситуация на российском рынке была с цветными телевизорами, персональными компьютерами и т.д.
Отечественные специалисты в области психологии выделяют следующие 4 типа нужд: физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные. Более подробно классификация нужд представлена в таблице.
НУЖДЫ |
В ЧЕМ ВЫРАЖАЮТСЯ |
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ |
Здоровье |
Организация обеспечения здравоохранения, витамины, новые лекарства |
Хорошая физическая форма |
Обувь для пробежек, бальнеологический курорт |
Красота |
Косметика, спортивные тренажеры |
Продолжение рода |
Искусственное оплодотворение супруги |
Секс |
Супружество, порнофильмы, секс-шопы |
Безопасность |
Ремни безопасности, охранные системы |
Жажда |
Безалкогольные напитки |
Голод |
Пища |
Передвижение |
Автомобили, самолеты |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ |
Сон |
Постельные принадлежности, снотворное |
Любовь |
Семья, цветы |
Дружба |
Друзья, клубы по интересам |
Удовольствие |
Музыка, наркотики |
Юмор |
Шутки, комедийные программы и сериалы |
Агрессия |
Профессиональный бокс, футбол |
УМСТВЕННЫЕ/ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ |
Власть |
Богатство, карьера |
Любознательность |
Туризм |
Решение проблем |
Игры, детективы |
Образование |
Курсы повышения квалификации, тренинги и семинары |
Контроль |
Йога, религия, телевизионные новости |
Творчество |
Произведения искусства, садовые инструменты |
ДУХОВНЫЕ |
Истина |
Справочная и научная литература |
Умиротворение |
Медитация, общение с природой |
Общинность |
Церкви, благотворительные клубы |
Философия |
Книги, религия, дискуссии |
Патриотизм |
Флаги, политические партии |
Ритуал |
Обручальные кольца, ювелирные украшения |
Комплекс вины |
Раскаяние, самоограничение |
Э. Фромм среди социальных потребностей человека выделил следующие группы: потребность в человеческих отношениях (отнесение себя к определенной группе, чувство «мы», предотвращение одиночества); в самоутверждении (потребность у подверженных собственной весомости), в благосклонности (теплые чувства к живому существу); в самосознании (ощущение себя уникальной личностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре, идеологии и т.п.)
Оригинальной является классификация, предложенная Б.Ф.Ломовым. Он поделил все потребности человека на три группы: потребность в веществе, энергии и информации. Исходя из этой классификации, все мотивы человека связаны с недостатком перечисленных компонентов.
По теории У.Макдаугола, исходя из понимания потребностей как инстинктов, можно выделить следующие инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования):
- добывание пищи;
- отвращенность;
- сексуальность;
- страх;
- призывы о помощи;
- создание;
- любознательность;
- заступничество и родительская опека;
- общение;
- самоутверждение;
- покорение;
- накопление и получение;
- улыбка;
- комфорт;
- отдых и сон;
- передвижение в поиске новых впечатлений.
К.К.Платонов все многообразие потребностей человека представил в трех подструктурах:
- социальные: труд, познавательные, эстетические, этические, правовые;
- биологические: инстинктивные (безусловно-рефлекторные) и социализованные (условно-рефлекторные);
- патологические: должны быть выделены в отдельную подструктуру, так как могут быть, как биологически, так и социально обусловленные.
Теория У.Макгу разделяет все потребности на классы по дихотомическому принципу – когнитивные-аффективные и сохранение-возрастание. Третье распределение основано на обусловленности поведения потребителя. В результате Макгу выделяет 16 распределений – основных элементов и мотивации человека.
МЕТОД |
Ориентация и стабильность |
ИНИЦИАЦИЯ |
АКТИВНАЯ |
ВНУТРЕННЯЯ |
ВНЕШНЯЯ |
Когнитивный |
Сохранение |
1.Последовательность |
2. Компетенция |
Рост |
5.Автономность |
6. Стимулирование |
Аффективный |
Сохранение |
9. Уменьшение напряжения |
10. Экспрессия |
Рост |
13. Утверждение |
14. Сопричастность |
МЕТОД |
Ориентация и стабильность |
ИНИЦИАЦИЯ |
ПАССИВНАЯ |
ВНУТРЕННЯЯ |
ВНЕШНЯЯ |
Когнитивный |
Сохранение |
3. Категоризация |
4. Объективизация |
Рост |
7. Религиозность |
Утилитарность |
Аффективный |
Сохранение |
11. Комфорт |
12. Подкрепление |
Рост |
15. Отождествление |
16. Моделирование |
Милтон Рокич выделил два основных типа ценностей: терминальные (или конечные) и инструментальные (или опосредованные). Терминальные ценности - это наши убеждения о целых и конечных состояниях, к которым стремится человек (счастье, мудрость, благополучие и т.п.). Инструментальные ценности затрагивают представления о желательных методов достижения терминальных ценностей (например, честность, благородство, толерантность). Шкала ценностей по М.Рокичу выглядит следующим образом:
Желательное конечное состояние (терминальные ценности)
|
Инструментальные компоненты (модели поведения)
|
Комфортная жизнь |
Честолюбие |
Захватывающая жизнь |
Широта взглядов |
Успех |
Талант |
Жизнь в мире |
Бодрость |
Жизнь в красоте |
Чистота |
Равноправие |
Смелость |
Безопасность семьи |
Прощение |
Свобода |
Помощь |
Счастье |
Честность |
Внутренняя гармония |
Воображение |
Зрелая любовь |
Независимость |
Национальная безопасность |
Интеллект |
Наслаждение |
Логика |
Спасение |
Любовь |
Самоуважение |
Послушание |
Социальное признание |
Вежливость |
Истинная дружба |
Ответственность |
Мудрость |
Самоконтроль |
Более расширенный список терминальных ценностей предложил Кайле, а именно: уважение к себе, безопасность, теплые взаимоотношения, чувство достигнутого, удовлетворение собой, уважение со стороны других, чувство принадлежности, радость/удовлетворение/приятное возбуждение.
С.Шварц в своей концепции основное внимание уделил системам ценностей или универсальному содержимому структуры ценностей. Он отвергает простую классификацию ценностей Рокича и определяет структуру факторов мотивации. Основанная на эмпирических исследованиях в 35 странах мира теория Шварца утверждает, что ценности – это существующие вне ситуации задачи, которые служат интересам отдельных людей или коллективов и представляют одну из 10 мотиваций или типов ценностей. Ценности, по С.Шварцу, - это устойчивые мотивы, цели как состояние, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Эти мотивации (типы ценностей) являются основными принципами, на которых построена жизнь человека. Смысл личной ценности отражается в схеме взаимодействия ее с другими ценностями. Ценности формируют направленность и самонаправленность личности, стимулируют. Интересы коллективные могут быть представлены в виде таких типов мотиваций, как доброжелательность, покорение, безопасность. Смешанные интересы типа «жить в мире», «мудрость» из системы ценностей по Рокичу описываются как универсальные.
В отличие от социологизаторского взгляда на личностные ценности (М.Рокич и др.), подход школы А.Н.Леонтьева предполагает сближение ценностей не с убеждениями, а с мотивами (таким образом, в образовании ценностей повышается роль конкретной мотивируемой деятельности). Для этой школы характерно подразделение ценностей на: 1) декларируемые (ценностные ориентации); 2) реально действующие (собственно ценности). Именно реально действующие ценности признаются определяющими поведение личности – а значит, именно они должны рассматриваться и при изучении потребительского поведения.
А.А.Бреусенко-Кузнецов в разработанной им уровневой модели ценностно-смысловой сферы личности отталкивается от признания ценностей единицами «опыта экзистенциального действования». Согласно его воззрениям, подлинные ценности личности не тождественны ни ценностным ориентациям (как экстраполируемым на индивидуальный уровень социальным ценностям) – как следует из положений Рокича, ни обобщенным личностным смыслам (обретаемым в ходе усвоения социального опыта посредством деятельности) – как это предполагается школой А.Леонтьева. Формирование индивидуальных ценностей, по утверждению Бреусенко-Кузнецова, происходит не «извне», а «изнутри». Функция ценностей состоит не в направлении человека на некие социально заданные образцы поведения, а в ориентировании поступков на реализацию его индивидуальной сущности.
Становление подлинных ценностей личности происходит как индивидуализирующее творческое переживание в ее собственном опыте архетипов коллективного бессознательного. Рождающиеся в этом опыте ценности уникальны для каждой личности, поэтому рынок в принципе не может на них ориентироваться, но зато может отталкиваться от тех архетипов коллективного бессознательного, на базе которых эти индивидуальные ценности возникают.
Теория потребительских ценностей Шета-Ньюмана-Гросс. В процессе исследования вопросов поведения потребителей, Шет, Ньюман и Гросс описали ситуации выбора потребителем товара, как анализ ценностей, связанных непосредственно с этим товаром: функциональной, социальной, эпистемологической и условной. Данные ценности определяются этой группой ученых следующим образом.
Функциональная ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью выполнять свою утилитарную роль. Товары приобретают функциональную ценность вследствие обладания явными функциональными или физическими свойствами.
Социальная ценность – воспринимаемая полезность товара, обусловленная его ассоциацией с какой-нибудь социальной группой или группами. Блага приобретают социальную ценность с помощью ассоциации с положительными или отрицательными стереотипами демографических, социально-культурных или культурно-этнических групп.
Эмоциональная ценность – полезность товара, воспринятая потребителем и обусловленная его способностью возбуждать чувства или вызывать аффективные реакции. Товары приобретают эмоциональную ценность, если ассоциируются с особыми чувствами или если оказывают содействие выражению или изменению чувств.
Эпистемическая ценность – воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью возбуждать любопытство, создавать новизну и/или удовлетворять стремление к знаниям. Товары приобретают эпистемическую ценность, если они способны привнести что-то новое или отличное от известного.
Условная ценность - полезность товара, обусловленная специфической ситуацией, в которой осуществляется выбор. Товары приобретают условную ценность в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые подчеркивают функциональную или социальную значимость данных товаров.
Пять указанных ценностей вносят дифференцированный вклад в рыночный выбор потребителя. Данные ценности независимы, то есть соотносятся, по мнению разработчиков, аддитивно. Приведенные классификации и перечни, безусловно, не являются исчерпывающими и универсальными. Тем не менее, они могут предоставить действенную помощь в исследовании рыночного поведения потребителей, помочь в дальнейшем усовершенствовании мотивационной теории. Для анализа товара с точки зрения удовлетворяемых нужд удобно пользоваться нижеприведенной матрицей анализа удовлетворения потребностей.
Классифика- ционные признаки
|
СОСТАВНЫЕ ПРИЗНАКИ
|
Уровень нужды
|
Физиологи-ческая
|
Безопасности
|
Социальная
|
Самоутвержд-ения
|
Самовыражения
|
Потребительские ценности
|
Функциональ-ные
|
Социальные
|
Эмоциональ-ные
|
Условные
|
Эпистемические
|
Принципы удовлетворения
|
Одним товаром
|
Комплексом товаров
|
Услугой
|
Товаром и услугой
|
Степень удовлетворения
|
Полностью
|
Частично
|
Не удовлетворяются
|
Эластичность
|
Слабо-эластичные
|
Эластичные
|
Высокоэластичные
|
Природа возникновения
|
Основные
|
Индуцированные
|
Побочно индуцированные
|
Глубина проникновения в общественное сознание
|
Неосознанные
|
Частично осознанные
|
Осознанные
определенной группой
|
Частотность удовлетворения
|
Одноразово
|
Дискретно
|
Периодически
|
Непрерывно
|
Специфика удовлетворения
|
Универсальные нужды
|
Укрупненные сегменти-рованные
|
Сегментированные
|
Индивидуализированные
|
Альтернативность удовлетворения
|
Не могут быть удовлетворены самим потребителем
|
Частично могут быть удовлетворены самими потребителями
|
Могут быть удовлетворены самими потребителями
|
Наталья Самойлова
В публикации использованы материалы книги А.В.Зозулева «Поведение потребителей»
Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009; 2014; 2015;
Использование материалов допускается, но с обязательной ссылкой на сайт МЭРМ
|
|