|
|
|
13.12.2006 — Восприятие российским менталитетом аббревиатуры “PR” или бывает ли PR черным? |
Можно ли рассматривать «черный PR» в качестве PR? Не является ли это словосочетание — «черный» и «PR» — вообще оксюмороном вроде «круглый квадрат» или «железная деревяшка»? Может, «черный PR» — пример разнузданной пропаганды? Или это PR, осуществляемый за «черный нал», т.е. на деньги сомнительного происхождения? Или это и то, и другое, и третье? Или это и есть, собственно, PR?
26 апреля 2006 года на церемонии вручения премии "Серебряная калоша" в номинации "Пиар года или Приступ пиареи" победил депутат Госдумы Алексей Митрофанов и его фильм "Юлия". А ведь не так давно журнал "Сообщение", журнал о развитии общественных связей (РОС), не рискнул назвать "Юлию" РОС-проектом, ограничившись присуждением ему звания именно "пиар-акции". Можно ли было назвать этот проект «пиаром»?
Можно ли рассматривать «черный PR» в качестве PR? Не является ли это словосочетание — «черный» и «PR» — вообще оксюмороном вроде «круглый квадрат» или «железная деревяшка»? Может, «черный PR» — пример разнузданной пропаганды? Или это PR, осуществляемый за «черный нал», т.е. на деньги сомнительного происхождения? Или это и то, и другое, и третье? Или это и есть, собственно, PR?
Именно последняя точка зрения доминирует в сознании российского обывателя. Серия избирательных кампаний, проведенная в крайне неэтичной манере, очевидная агрессивная и нескрываемая продажность некоторых СМИ и журналистов привели к закреплению в массовом сознании стереотипа: если PR, то обязательно «черный».
Для того, чтобы разобраться, что же все-таки представляет собой "черный PR", следует разобраться в этимологии этого термина. Базовое определение, которое всплывает в сознании у любого человека, так или иначе изучавшего теорию PR, дал Сэм Блэк: "PR - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности". Однако отражает ли это определение реальность, и тем более, настоящую российскую действительность? На этот вопрос каждый профессионал в области PR волен ответить сам, однако рассматривать данное определение в российской действительности можно в качестве идеала, к которому может стремиться душа и сознание специалиста по развитию общественных связей.
Эдвард Бернейз, автор первой книги в области PR, утверждал, что "PR - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот".
Можно давать многие и многие определения связей с общественностью, от самых идеалистичных до самых циничных. Но в большинстве случаев циники будут ближе к отечественной истине, так как PR в принципе плохо укладывается в особенности российского духовного опыта. Не православное это дело — пытаться доказать, какой ты хороший. Получается, что тебе есть, что скрывать.
Потому PR приобретает в потребительском сознании негативный оттенок, что фиксируется даже на уровне лексических ассоциаций: «сокол – ясный, девица – красная, PR – черный».
Итак, спохватившись, слово PR перевели как "связи с общественностью". Однако в данной формулировке чувствуется элемент пренебрежения непосредственно к общественности? Если мы обратимся к истокам PR, на его родину в США, то увидим, что там уже давно нет Public Relations, а есть – Public Relations Development. В переводе это означает "развитие общественных связей" или сокращенно РОС. И в самом деле, суть PR-деятельности состоит именно в развитии общественных связей.
Кажется, что все беды негативного оттенка значения слова "пиар" отчасти лежат на плечах невежества. Если бы аббревиатуру PR смогли перевести на русский язык вовремя и правильно, возможно, развитие профессии шло бы по более радужному пути.
Но не все так просто. Одно дело — массовое сознание потребителя. Увы, такие представления распространены в профессиональной среде политиков, предпринимателей, жерналистов и самих специалистов по PR. Так и закрепляется негативный образ профессии как недостойного честного человека манипулирования человеком. К примеру, Алексей Санаев в предисловии к своей книге предупреждает читателя, что многое из описанного в его труде может шокировать, однако именно это и есть актуальная действительность, и именно так работают по-настоящему успешные специалисты российского PR.
Неэтичный pr – это сильный урон по имиджу профессии "PR-специалиста". В общем-то, это прямой вызов самим профессионалам. Не будет же, в самом деле, ходить сапожник без сапог, а pr-специалист без позитивного имиджа?
Так кто виноват? Общество, которое заставляет пиарщика пиарить, или пиарщик, который пиарит, тем самым, создавая негативный образ всей профессии в глазах всех референтных групп разом? Что во взаимодействии общества и PR первично, каждый волен решить для себя сам. Растет новое поколение PR-специалистов, и мой курс в том числе. И нам предстоит стать «пиарщиками», чтобы каждый день кого-то или что-то «пиарить»? Я сомневаюсь, что в профессию идут за такими сомнительными удовольствиями. Старшим товарищам, неотягощенным первородным грехом, надо объяснять, что такое классический PR.
Каждый на своем отдельно взятом месте должен доказывать высокие принципы профессии: перестать давать взятки журналистам, а вместо этого пытаться так выстраивать свои отношения со СМИ, чтобы интересы дела не затмевали личных морально-этических принципов, как журналиста, так и специалиста по развитию общественных связей. Говорить только правду – Ли Яффе, первая женщина – обладательница pr-премии, говорила, - «Никогда, никогда не делайте и не говорите ничего такого, о чем вы бы не хотели прочитать в газетах». Хотят ли специалисты по развитию общественных связей открывать утром газету и понимать, что в них – такая же ложь, что они сами накануне рассказали журналистам, что за надежность той или иной информации уже никто не может поручиться?
Не бывает дыма без огня. Возможно, если специалисты по связям с общественностью станут воспринимать свою профессию как способ помочь людям лучше понять друг друга и решить все проблемы, которые чаще всего происходят из-за отсутствия взаимопонимания, кредит доверия общества и бизнеса (политики) к пиару возрастет, что, разумеется, скажется на эффективности последнего.
Учитывая, что на этические нормы и в PR влияет общество, хотелось бы выразить надежду, что каждое новое поколение профессионалов PR будет сильнее тех, кто будет им навязывать некорректное поведение. Ведь дело даже не в количестве, а в качестве. PR – в высшей степени высоко интеллектуальная сфера деятельности, в этой области заняты творческие, талантливые, умнейшие люди, которые способны при достаточном волеизъявлении переломить общественные стереотипы в свою пользу. Специалистов по PR перестанут бояться, а станут доверять и уважать. А как можно представить эту профессию без доверия общества?
Не вдаваясь в философские рассуждения о природе человеческой души, имеет смысл напомнить о том, что люди, с которыми ты работаешь и для которых ты работаешь, не утвердившаяся масса ретроградов, но поддающиеся убеждению (а не манипулированию) индивиды, которые при достаточной аргументации и подтверждении этих аргументов действием, способны изменить свое мнение. И, следовательно, жизнь вокруг себя...
Александра Салова, студентка 5 курса ИМЭиБ РУДН, кафедра рекламы
Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009; 2014; 2015;
Использование материалов допускается, но с обязательной ссылкой на сайт МЭРМ
|
|