|
|
|
Добрый день. Что такое SMART, и как
производится постановка целей по SMART? Спасибо за Ваши ответы.
Татьяна
Здравствуйте, уважаемая Татьяна!
SMART – это один из акронимов, то есть аббревиатура, которая имеет значение еще и как самостоятельное слово. В переводе с английского языка слово «smart» означает «ловкий, расторопный, находчивый, энергичный, проворный».
Технология постановки целей по SMART - один из любимейших инструментов в моей практике. И вот почему. Во-первых, в отличие от сбалансированных систем показателей, десятков финансовых коэффициентов, технология SMART – максимально приближена к реалиям жизни, не требует излишних усложняющих действий, не уводит в дебри «философии менеджмента», т.е. не относится к категории «заумь».
Во-вторых, известно, что народная мудрость говорит о том, что хорошо контролировать можно то, что можно «удержать в руке», «пересчитать по пальцам». SMART включает как раз 5 основных требований к постановке целей, а именно:
Specific (определенный, специализированный, четкий)
|
Цели должны быть обозначенными в виде четких результатов.
|
Measurable (измеримый)
|
Цели должны быть измеримыми в конкретных показателях.
|
Achievable (достижимый)
|
Поставленные цели должны быть достижимыми.
|
Realistic/reasonable (реалистичный, приемлемый)
|
Цели должны быть реалистичными, то есть достижимыми конкретными исполнителями.
|
Time bound (ограниченный во времени)
|
Цели должны быть реализуемыми в установленное время.
|
Приведу пример постановки целей по технологии SMART. На начальном этапе рекомендуется ставить несколько целей и прорабатывать эти цели в соответствии со всеми этапами SMART (в итоге у вас останутся 1-2 цели, наиболее соответствующих вашему предприятию). Допустим, компания ставит перед собою цель стать лидирующим предприятием. Эта цель – стать лидером – должна быть обозначена в виде конкретного результата/результатов, например, таких:
Вариант А: стать лидером в части разработки новых продуктов – «законодателем» отрасли;
Вариант Б: иметь максимальное количество Заказчиков – стать поставщиком №1;
Вариант В: вытеснить продукцию других компаний из региона своей активности – занять лидерские позиции в определенном географическом секторе.
Таким образом, недостаточно ставить цель «стать лучшими», необходимо обязательно указать – в чем именно лучшими?
Следующий шаг – обозначенные цели перевести в измеримые показатели. Например, так:
иметь максимальное количество Заказчиков – стать поставщиком №1 означает:
- увеличить количество постоянных клиентов с 1200 до 5000 компаний;
- обеспечить привлечение разовых клиентов - увеличить количество пробных обращений с 2000 до 7000;
- сформулировать привлекательное конкурентное предложение 6000 клиентам своих конкурентов, и в целом обеспечить охват минимум 18 000 клиентов из выявленных в процессе изучения емкости рынка 20 000 потенциальных клиентов.
Далее производится оценка достижимости поставленных целей. Хватит ли производственных мощностей? Достаточно ли прочих ресурсов? Насколько изменится компания, ее сотрудники и ее окружение в процессе достижения поставленных целей? И ряд других подобных вопросов, позволяющих смоделировать поставленные цели в различных ракурсах. Здесь же производится оценка реалистичности поставленных целей, то есть поиск ответа на вопрос: сможем ли именно мы сделать именно это? Кстати, на этом этапе не мешает провести оценку соответствия целей ключевым/стрежневым компетенциям предприятия. Стрежневые компетенции – это ответы на следующие вопросы: Что мы умеем делать лучше всего? Что отличает нас от других? Что мы любим делать больше всего? Что делает нас известными? Проще говоря, если стержневой компетенцией предприятия является производство, то цель по построению собственной логистической системы может оказаться не соответствующей реальным компетенциям компании, и в этом случае лучше задуматься о передаче на аутсорсинг логистических функций.
И, наконец, достижение цели обязательно должно превратиться в календарный план-график. Это типичная «засада» наших российских предпринимателей, которые на даты не обращают должного внимания, держа перед глазами некое светлое будущее. Причем, без определения сроков это светлое будущее становится подобным «горизонтам развития бизнеса» – таким же не достижимым в принципе, как и сама линия горизонта. С уважением, Римма
|
|