|
|
|
Формула оптимального запаса товара с учетом товарного остатка. |
Подскажите формулу оптимального запаса товара с учетом товарного остатка.
Скрипкин Виктор Викторович.
Добрый день, уважаемый Виктор Викторович!
Действительно, в математическом моделировании в менеджменте существует формула оптимального товарного запаса, но отмечу сразу : эта формула может использоваться только для гомогенного товара, т.е. только для 1 наименования продукции. На практике ее можно использовать путем расчетов для каждой из имеющихся товарных групп в отдельности. При расчете формулы оптимального товарного запаса используются следующие данные:
Qопт – оптимальный объем заказа, С– стоимость хранения единицы продукции в единицу времени, Cs – стоимость заказа (например, расходы на доставку), R - полный спрос за время T, tsопт- оптимальный интервал времени между двумя заказами (период поставки с даты размещения заказа до даты фактического поступления товара на склад заказчика) Z опт – оптимальные ожидаемые суммарные расходы.
здесь же определяются:
и
При определении оптимальных товарных запасов (далее – ТЗ) необходимо также четко определить их структуру в зависимости от функционального назначения. На практике товарные запасы включают в себя следующие составляющие: активный ТЗ, страховой ТЗ, сезонный ТЗ, ассортиментная экспозиция, запас продвижения продукции, спекулятивный запас, неликвидные остатки. Активный ТЗ – это тот объем определенного ассортимента, который обеспечивает продажи на уровне средних или средневзвешенных значений (объем продаж за год/12). Сезонный запас рассчитывается по соответствующему коэффициенту сезонности и может иметь отрицательное значение для провальных месяцев (например, связанных с отсутствием покупателей из-за сезона отпусков), и положительное значение для сезонных всплесков и пиков продаж. Страховой запас формируется на случай задержек поставок или неожиданно высокого спроса и обычно рассчитывается как объем продаж за половину периода поставки (см. выше - tsопт). Ассортиментная экспозиция - это то количество определенных наименований товара (по 1 шт), которое должно быть в торговом зале/шоу-руме и т.п. , которое дает покупателям представление о торговой марке, позиционировании магазина, продуктовом портфеле компании и т.п. Запасы продвижения формируются на случай проведения промо-акций и зависят от проводимой маркетинговой политики, политики предоставления скидок, активной рекламной кампании, но в нашей российской действительности, нередко запасы продвижения формируются из неликвидов (это так называемый «слив»). Спекулятивные ТЗ формируются для товаров, на которые поставщики часто повышают цены или в целях защиты от протекционистских квот или тарифов.
Необходимо также сделать простое ранжирование товаров в зависимости от 2-х основных показателей: объема продаж (рейтинг продаж по штукам) и доходности наименования (рейтинг продаж по объему валовой прибыли). В результате вы получите матрицу из 9-ти групп товара, которая наглядно продемонстрирует, на чем следует сосредоточиться и от чего отказаться, если, конечно, нет каких-либо особых «политических» или конкурентных соображений.
Кроме того, немаловажными факторами, влияющими на определение оптимального ТЗ, являются сроки годности и актуальность продукции (например, модные наименования), от которых, в частности зависит выбор принципа FIFO или LIFO.
Комплекс вопросов, связанных с управлением запасами рассматривается в моем тренинге FORECSCT: планирование и прогнозирование. Он включает принципы планирования продаж, прогнозирование спроса, расчет оптимальных товарных запасов, расчет рентабельности продаж, анализ логистической ценности, зависимость затрат от объемов заказываемой партии. Плюс детально поясняемые примеры типичных ошибок закупщиков и логистиков, примеры и описание системных ошибок компаний в вопросах закупочной, производственной, распределительной и информационной логистики из российской практики.
И самое главное: логистика – это та часть коммерческой деятельности, которая не терпит субъективного формирования запасов, а требует расчетливости в прямом смысле и постоянного применения самого лучшего бизнес-инструмента - здравого смысла.
Удачи и успехов Вам, Виктор Викторович! С уважением, Римма
|
|